Официальный сайт компании «Имлайт»

«Концертный зал без границ» – проект Свердловской филармонии, объединяющий музыкальное искусство и медиатехнологии, а сейчас еще и технологии театрального света. Виртуальный зал Свердловской филармонии – это проекция работы академического концертного зала в интернет-пространстве. Поскольку технические возможности позволяют не только слушать, но и смотреть лучшие концерты Большого зала филармонии в режиме реального времени, именно необходимость улучшить качество «картинки» подтолкнуло к реконструкции системы постановочного освещения.

 

В начале 2020 года Большой концертный зал Свердловской филармонии предстал перед зрителями с модернизированным комплексом театрального постановочного освещения, где ведущая роль была отведена светодиодным прожекторам ТМ IMLIGHT. Проект выполнен совместно компаниями «Имлайт» и «Синсаунд-технолоджи» (Екатеринбург). 

* См. статью «ТМ IMLIGHT: новое светодиодное освещение на сцене Свердловской филармонии»

 

Проекту «Концертный зал без границ» уже больше 10 лет. Сегодня онлайн-проект объединяет почти 90 виртуальных концертных залов, организованных на базе библиотек, домов культуры, музеев, учебных заведений и учреждений соцзащиты по всей Свердловской области.

В течение года Свердловская государственная академическая филармония, одна из старейших концертных организаций страны, проводит не меньше 40-50 видеотрансляций концертов, тем самым приобщая к музыкальному искусству самую широкую зрительскую аудиторию. В 2018 году проект «Концертный зал без границ» был назван Организацией Объединенных Наций в числе лучших пяти проектов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS) в категории Media.

 

 

Софья Гунба

– начальник службы медиаобеспечения Свердловской государственной академической филармонии

Проект виртуального концертного зала ориентирован на работу с филармоническими собраниями – сообществами любителей музыки в городах, поселках и деревнях Свердловской области, «посещающих» филармонические виртуальные концерты «на местах», и мини-залов, оборудованных в областных учреждениях социальной защиты. Люди на бесплатной основе имеют возможность смотреть трансляции концертов классической музыки, в том числе нашего прославленного Уральского академического филармонического оркестра под управлением народного артиста России Дмитрия Лисса.

Восемь камер и съемочная команда минимум из пяти специалистов во главе с режиссером и художником по свету, работающие во время съемки концерта в Большом зале филармонии, создают для зрителей виртуального зала максимальный эффект присутствия. С 2014 года мы ведем трансляции по европейской технологии: для съемок, записи и трансляции концертов используется оборудование, обеспечивающие качество видео Full HD (1920x1080) и качество звука Audio CD, а наши специалисты прошли обучение у режиссера телетрансляций Берлинской филармонии Тило Краузе. И правильный свет – это, конечно, неотъемлемая часть успеха. В результате реконструкции светового комплекса сцены, прежде всего, была выровнена общая засветка – раньше у нас были проблемы с освещенностью на авансцене, это первые пульты оркестра – первые скрипки и виолончели. Сделан важный первый шаг, и есть уже хорошие отзывы как от музыкантов, так и от зрителей наших прямых трансляций (хотя мы понимаем, что это не идеальное решение – в силу архитектурных особенностей зала).

 

Замена ламповых театральных прожекторов на светодиодные позволила не только устранить зоны с недостаточной освещенностью и добавить художнику по свету новый инструментарий для создания цветового оформления концерта, но и обеспечила комфортный температурный режим для работы исполнителей на сцене и сохранения строя музыкальных инструментов (старые галогенные светильники за время репетиции повышали температуру на сцене на 3-4 градуса, от чего строй инструментов - рояля, струнных, духовых - начинал меняться). Но прежде всего, для самих музыкантов был обеспечен нужный уровень освещенности (не менее 500 люкс), чтобы можно было одновременно читать оркестровые партии и следить за руками дирижера.

 

 

Дмитрий Кокорин

– заместитель директора Свердловской филармонии по организационно-концертной деятельности

Необходимо было решить достаточно сложную задачу: кроме того, чтобы обеспечить равномерную световую заливку сцены, нам нужно было разместить приборы таким образом, чтобы при взгляде на дирижера с любого места в оркестре (а на сцене бывает до 100-120 музыкантов, а с хором – до 160) свет от светильников не попадал в глаза исполнителей. Тип светильников, с которыми мы работали ранее, не позволял сделать развес такой конфигурации, чтобы одновременно равномерно освещать сцену, обеспечивать создание различных световых сценариев и при этом не слепить оркестрантов.

Возможно, зрителям, сидящим в зале, не настолько важно, как выглядят музыканты на задних рядах сцены, но в условиях проведения on-line видеотрансляции, качественное освещение играет ключевую роль. Мы общались с несколькими компаниями, которые предлагали свои решения. Исходя из понимания наших задач, после общения со специалистами и проведения светотехнического расчета, а также по соотношению «цена-качество» выбор пал на оборудование ТМ IMLIGHT.

 

Антон Христолюбов

– ведущий менеджер проекта, направление «Световое оборудование» (компания «Имлайт»)

В освещении сцены, на которой работают симфонические и камерные оркестры, есть важные моменты. Особенно если речь идет о больших по численности оркестрах: пульты музыкантов расставлены неравномерно и на разной высоте, музыкантам могут мешать тени от рук и инструмента соседа, музыкантов может слепить свет, направленный на дирижера. Кроме того, сама фигура дирижера, движения его рук, мимика должны быть видны каждому оркестранту. При этом с оркестром работают фронтальным светом, с дирижером – контровым, а в условиях скудного комплекта постановочного освещения (что типично для многих классических концертных залов нашей страны) страдает еще и общая «картинка», которую видит зритель. В Большом зале Свердловской филармонии до замены светового оборудования и изменения принципа его развеса лиц музыкантов на авансцене вообще не было видно, они фактически находились в зоне контрсвета. Многие музыканты не могли во время концерта работать с нотами (освещенность последних рядов была меньше 300 люкс). От резких теней страдала и общая «картинка» видеотрансляции.

При реконструкции светового комплекса филармонии устаревшие ламповые приборы ETC PARNel были заменены на светодиодные линзовые прожекторы IMLIGHT LTL FRENELLED-MZ-PRO W150 3000К 90Ra, тем самым удалось достичь ровно тех целей, которые ставили перед нами представители филармонии. Новые прожекторы более гибкие в настройке – они дают больше яркости и позволяют управлять размером светового пятна. При этом сам свет очень корректный, имитирующий ламповый. В целом нам удалось найти баланс между фронтальным, боковым и контровым освещением.

 

Как отмечают в компании «Синсаунд-технолоджи», светодиодные театральные прожекторы ТМ IMLIGHT экономичны, надежны, эффективны, при этом по световому спектру максимально приближены к ламповым приборам. Различные серии светильников ТМ IMLIGHT неоднократно были опробованы на других площадках Екатеринбурга и области: Дом культуры металлургов, актовые залы целого ряда образовательных учреждений, в том числе школы №1 на ВИЗ-бульваре, ставшей после реконструкции настоящим инновационным центром и в техническом плане тоже.

 

Игорь Пуликов

– генеральный директор «Синсаунд-технолоджи» (Екатеринбург)

Когда в 2019 году к нам обратилась Свердловская филармония с задачей улучшить освещение сцены, мы прекрасно понимали ответственность, которую берем на себя, предлагая свои технические решения. Для нас это был серьезный и знаковый проект, ведь Свердловская филармония с ее симфоническими коллективами мирового уровня и лучшим акустическим залом столицы Урала – является для всех настоящим Олимпом классической музыки. С другой стороны – в зале филармонии уже неоднократно предпринимались попытки создать систему постановочного освещения, которая бы удовлетворяла всем современным требованиям. Вместе с компанией «Имлайт» были выполнены светотехнические расчеты, подобраны приборы. На первом этапе у заказчика были сомнения в том, что предложенный вариант решит все существующие проблемы, и, принимая во внимание многолетние попытки создать в Большом концертном зале филармонии качественный свет, сомнения были вполне обоснованы.

На проведение всех монтажных и пуско-наладочных работ нам выделили три дня. В этот срок, помимо замены и корректировки развеса имеющегося светового оборудования, мы провели ревизию линий управления и электропитания. То, что общая картина сильно изменилась, стало понятно уже сразу после первого включения приборов. Дальше уже потребовалась тонкая настройка (и этот процесс в силу специфики зала и общих принципов эксплуатации пока еще в какой-то степени продолжается). Но уже сейчас система позволяет учитывать все пожелания по комфорту освещения для музыкантов, условиям для видеосъемки и эффектного светового оформления концерта для зрителя в зале. Мне кажется, что у нас все получилось!

 

 

Комментарии
1: 2:

чтобы комментировать

?
Войдите чтобы комментировать