В этом году «Сердце Евразии» билось особо бурно. Ни зной и ливень первого дня, ни пришедший на смену холод со шквалистым ветром не смогли повлиять на фестивальные рекорды. Самый масштабный Парад национальных костюмов и хоровод дружбы народов собрал больше двух с половиной тысяч участников. Первый в истории «Сердца Евразии» бал закружил в вальсе почти 600 танцоров. В честь 100-летия Республики Башкортостан на фестивальной сцене одновременно сыграли 250 кураистов.

С момента обретения фестивалем международного статуса его главным техническим партнером является компания «Имлайт».

За четыре фестивальных дня на сцену вышли 1,5 тысячи артистов – симфонические оркестры с солистами ведущих мировых оперных площадок, этнические и фолк-коллективы, звезды башкирской и российской поп-сцены. Первый день «Сердца Евразии» открыли народные коллективы со всей страны под предводительством Надежды Бабкиной, которая привезла в Башкортостан Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России».

 

Надежда Бабкина

- народная артистка, директор Московского государственного музыкального театра фольклора «Русская песня»

 

Площадка замечательная! И сколько праздников совпало воедино!
У меня сегодня было три мастер-класса, а потом сразу мы приехали сюда. Но я эту площадку еще вчера примеряла на себя – приходила, смотрела, оценивала масштаб.
Красота! Подготовка, организация – шикарно, десятка по десятибалльной системе.

Айдар Зубайдуллин

- директор Международного фестиваля искусств «Сердце Евразии»

 

Само название фестиваля о многом говорит, ведь в нашей республике проходит граница евразийского континента. И это глубоко символично.
Сегодня мы связываем европейскую и азиатскую музыку, ментальность, религию – все, что нас объединяет, все, что мы считаем духовной культурой человечества.
Мы не ограничиваем себя ни в стилях, ни в жанрах – фестивали прошлых лет уже были отмечены выступлениями артистов современного, академического, альтернативного, этнического, рок- и джаз-искусства, хореографии, живописи, кинематографа.
Нынешний фестиваль еще более удивит зрителей, потому что он посвящен 100-летию Республики Башкортостан. И открывается фестиваль «Сердце Евразии» 12 июня – в День России, в День города Уфы, и в этот же день мы празднуем 265-ю годовщину со дня рождения героя башкирского народа Салавата Юлаева.

Сегодня вместе с нами – наш генеральный технический партнер компания «Имлайт». Мы вместе уже 4 года, и каждый раз мы видим на площадке фестиваля великолепный звук, находки в сценическом оформлении. «Имлайт» помогает нам с каждым годом становиться все совершеннее. Возможно, это мои личные амбиции как директора фестиваля, но «Сердце Евразии» – один из крупнейших open air фестивалей России, а может даже и Европы. Это повод для гордости, но и повод для дальнейшей усердной работы.

К строительству площадки для одного из главных событий лета команда «Имлайт» приступила за 6 дней до старта: 10 еврофур светотехнического, звукового, мультимедийного, механического оборудования и систем управления. Техническая концепция фестиваля постоянно меняется: ключевое отличие этого года – очень мощный сетап видеопроекционного оборудования. Это порядка 350 кв. м. светодиодных экранов, которые в новом развесе преобразили и саму конфигурацию сцены.

В световом шоу «Сердца Евразии» было задействовано почти 400 единиц оборудования, включая эксклюзивные для российского прокатного рынка Clay Paky Axcor 900.

Звукоусилительный комплекс был построен на новом семействе акустических систем LEO от компании Meyer Sound.

 

Екатерина Рафай

- главный режиссер фестиваля «Сердце Евразии»

 

В честь знаменательного события, 100-летия Республики Башкортостан, мы хотели обновить концепцию сценического комплекса фестиваля. Нам было важно, чтобы сцена выглядела стильно, удивляла нестандартной геометрией, но при этом не была «перегружена». Компания «Имлайт» при выполнении этого техзадания продемонстрировала большие возможности, в том числе производственные, воплотив в жизнь все наши задумки (и что важно, уложилась в реальные бюджеты).

Уникальность фестиваля «Сердце Евразии» и самая главная трудность – его многожанровость. У каждого дня своя музыкальная концепция, а значит разные стейджи. Для нас главное – качество звука, музыканты работают вживую, каждый в своем исполнительском жанре, поэтому, конечно, нам приходится решать не только организационные, но и технические моменты.

Мы рады, что с нами работает профессиональная команда, понимающая наши задачи и требования. За 4 года компания «Имлайт» стала нам больше, чем просто техническим партнером – это наши друзья, наша семья. И самое главное – у наших артистов и зрителей все происходящее вызывает большой восторг, в чем есть и огромная заслуга компании «Имлайт».

Организаторы сообщают, что в этом году фестиваль посетили около 200 тысяч зрителей. Цифра кажется слегка преуменьшенной – по самым скромным подсчетам только в первый день на площадке конгресс-холла «Торатау» собралось не меньше 70 тысяч человек.

Здесь играла группа «Би-2». Специально для коллектива, который этим летом завершает тур «Горизонт событий», компания «Имлайт» построила на открытой площадке звук в системе surround.

 

Юрий Новиков

- FOH-звукорежиссер группы «Би-2»

 

Всегда ждешь лето, радуешься, что будет open air, не будет крыши, стен – красота! Но всегда на открытой площадке мы имеем дело с пультовой, которая суть – палатка, замкнутый объем, внутри которого создается искаженная акустическая среда. Звук всегда очень резкий, в корне отличающийся от того, что на поляне слышит любой из зрителей. Поэтому я всегда стремлюсь убегать из пультовой, если позволяют погодные условия.

Что касается фестивального сета, то по звуку это обычная наша туровая программа. Как и в туре, здесь мы работаем на акустической системе Meyer Sound LEO, она с нами ездит постоянно практически по всем городам.
Но что необычно – мы впервые на улице установили систему surround, еще никогда в условиях открытой площадки у нас такого не было. А Meyer Sound LEO – это, по определению, суперзвук. Звуковое давление сопровождается минимумом искажений – динамических, частотных, нелинейных. Это очень необычные для меня ощущения, когда можешь позволить себе сколько угодно поднимать звуковое давление и при этом фактура звука не меняется. Удивительное свойство акустической системы, которое редко встречается. Как правило, начинаются какие-то изменения в динамике, сразу во что-то упираешься, чувствуешь порог. Здесь этот порог далек настолько, что мы, как правило, и не используем весь потенциал LEO.
Вот как сегодня – отходишь достаточно далеко от сцены и понимаешь, что звук не меняется. Необходимо пробить 70-100 метров – у Meyer Sound LEO есть для этого все возможности.
Звуковое покрытие феноменальное!

Давид Мисакян

- концертный художник, светодизайнер группы «Би-2»

 

Тот редкий момент, когда я не придумывал абсолютно ничего!
Есть, конечно, элементы из нашего тура, а так – классический, в принципе фестивальный сетап. Какое счастье перевалить всю эту работу на опытных, матёрых, дорогих, уже изучивших меня вдоль и поперек имлайтовцев. Просто закрыл глаза, проснулся сегодня и пришел на эту сцену. Тем азартнее – все, как я люблю.
Сейчас будем высекать искры!

Первый масштабный ореn air Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан провел в 2013 году – это и был старт проекта «Симфоночь», который в последние годы существует и самостоятельно, и в рамках фестиваля искусств «Сердце Евразии».

Выступление симфонических оркестров республики – Национального и Молодежного – обязательная часть фестивальной программы. Кроме того, в этом году академический день фестиваля искусств был украшен хореографическим событием – амфитеатр у конгресс-холла превратился в огромную бальную площадку под открытым небом. Здесь прошел Первый бал «Сердца Евразии» в сопровождении Молодёжного симфонического оркестра.

 

Во второй фестивальный день на сцену вышли ведущие солисты музыкальных театров России: народный артист Башкортостана и солист Мариинского театра Аскар Абдразаков, солистки Московского театра «Новая опера» Ольга и Елена Терентьевы, лауреат международных фортепианных конкурсов Наталия Юрканова и солист токийской филармонии Сэйити Фурукава.

В репертуаре японского тенора произведения Чайковского, Вагнера, Моцарта. Некоторые арии из опер Петра Ильича Чайковского Сэйити Фурукава исполняет на русском.

К слову, его японские предки исторически связаны с Сибирью, поэтому одно из его немногочисленных выступлений в России прошло в маленькой сибирской деревушке. Широкой же аудитории солист токийской филармонии известен как представитель Японии на I Международной профессиональной музыкальной премии BraVo в Большом театре.

Сэйити Фурукава

- солист Токийской консерватории

 

Мне очень приятно присутствовать на фестивале, который проходит именно на открытой площадке, и выступать здесь мне очень комфортно.
Я поражен прекрасной организацией и подготовкой этого фестиваля, тем, насколько скоординирована работа всех служб, задействованных в проведении такого масштабного мероприятия.
Великолепное качество звукорежиссуры, света, всей технической части!

Отмечу, что площадка фестиваля занимает очень выгодную географическую локацию – само расположение сцены выбрано очень правильно. Скажу, что даже не везде в Японии можно встретить такое качество и такой уровень подготовки музыкальных событий.

 

Национальный оркестр Республики Башкортостан для «Симфонической ночи» без каких-либо заигрываний с широкой аудиторией, зачастую далекой от классического искусства, подготовил разнообразную программу – оперные арии, неаполитанские, испанские песни и даже джазовые произведения.

А в финале прозвучала «Ода к радости» из девятой симфонии Бетховена, являющаяся известным призывом к объединению всего человечества.

Артур Назиуллин

- генеральный директор Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, заслуженный артист республики

 

В качестве артиста я принимал участие во всех фестивалях искусств «Симфоночь», начиная с 2013 года, и то, что это движение обрело международный масштаб, считаю замечательной победой.
Конечно, есть естественные трудности работы в формате open air, и, прежде всего, погода. Но то, что этот проект объединяет десятки и даже, наверно, сотни тысяч людей, это потрясающе.
Дай бог, чтобы он жил и развивался!

Во всем мире, особенно в Европе, фестиваль классической музыки под открытым небом – неотъемлемая часть культурной жизни, и этих фестивалей настолько много, что это никому не кажется чем-то событийным. В то время как у нас живое звучание классического оркестра вне стен концертного зала все еще носит уникальный характер. Конечно, играть на открытом воздухе или в акустике хорошего академического зала – условия несравнимые, но как музыканты мы не должны зацикливаться только на одном, тем более, что есть замечательные профессиональные компании, которые могут предоставить нам хороший звук.

Дмитрий Крюков

- дирижер Большого театра, главный приглашенный дирижёр Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан

 

Всегда с удовольствием работаю на открытых площадках, тем более, когда создаются идеальные условия для оркестра – как в зале.
В какой-то мере более азартно выступать перед таким количеством людей.

Сейчас мне сложно судить, как звучит оркестр на зрительских местах, но то, что слышу на сцене – уровень высокий. Звукоусилением грамотные люди занимаются, с моего места очень приятные ощущения. Конечно, в сравнении с работой в зале есть разница, зал располагает к тонкостям, тихим нюансам, краскам, но здесь, повторюсь, мне как дирижеру очень комфортно.

 

Четыре фестивальных дня за звуковым пультом работал приглашенный звукорежиссер Александр Альперович, но перед тем вместе с системным инженером нужно было привести систему звукоусиления к какому-то единому «знаменателю», который бы удовлетворял музыкантов разных стилей – и симфонические оркестры, и этно-коллективы, и рок-команды. Причем к симфоническим оркестрам, которые при работе в концертном зале никогда не нуждались в электрическом звукоусилении, на мероприятии open air внимание особое.

 

На первый фестиваль «Сердце Евразии-2016» для работы, прежде всего, с оркестрами компания «Имлайт» приглашала известного специалиста в области звукоусиления классической музыки Карстена Кюммеля (Carsten Kümmel), а во все последующие годы за звук на фестивальной площадке отвечал Александр Альперович, работающий по системе авторитетного немецкого тонмейстера.

 

Александр Альперович

- приглашенный звукорежиссер

 

Система пространственного панорамирования Карстена Кюммеля помогает создать эффект глубины звучания симфонического оркестра, чтобы по возможности все зрители на площадке смогли почувствовать себя в концертном зале.
Я люблю работать с симфоническими оркестрами, и рад, что на «Сердце Евразии» есть поле для этой деятельности. Помимо симфонических оркестров, в программе фестиваля Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан – самобытный коллектив, с которым я знаком не первый год. Этот оркестр звучит очень интересно, зажигательно, будем стараться передать все это зрителям, но музыка все-таки делается перед микрофоном.

Самый большой плюс на этой площадке – Meyer Sound LEO, одна из лучших систем звукоусиления на сегодня. «Рулится» она очень хорошо, как звукорежиссер я могу быть спокоен, что в каждой точке пространства звучание максимально одинаково. Здесь практически нет отражений, нет ненужного эха, реверберации, все обработки для получения эффектов не смешиваются с акустическими особенностями площадки, а «живут» так, как ты их создал. Из особенностей отмечу, что пространство, конечно, достаточно большое, но порядка 120 дБ звукового давления в каждой точке мы здесь легко добиваемся.

Каждый фестивальный вечер завершался фейерверком. В последний день международного фестиваля искусств «Сердце Евразии» гости оценили впечатляющее пиротехническое шоу из 11 тысяч залпов.

Но, конечно, никакой салют не мог сравниться с хедлайнером гала-концерта Эмиром Кустурицей и его группой The No Smoking Orchestra.

 

Сербский режиссер, актер, музыкант и невероятно широкой души человек буквально взорвал уфимский амфитеатр своей балканской энергией и зажигательными ритмами.

 

 

Уфимцы любят цитировать Президента России Владимира Путина, который в 2015 году на саммите БРИКС, проходившем в Уфе, сравнил Башкирию с каплей воды, в которой отражается вся планета. В следующем году Россия и Башкирская Республика впервые будут принимать шестую Всемирную фольклориаду – здесь, на стыке Европы и Азии, где проживает более 120 национальностей, встретятся фольклорные коллективы из 80 государств. Главной из 70 площадок Всемирной фольклориады, «эпицентром» культурной жизни планеты, станет сцена «Сердца Евразии».

 

Комментарии
1: 2:

чтобы комментировать

?
Войдите чтобы комментировать