Официальный сайт компании «Имлайт»

Не ложится мысль на бумагу, как краска на непросушенный холст. Нет вдохновения. Несмотря на интровертность, иногда мне требуется что-то извне. А какое оно сейчас «извне»? Плохое «извне». Оно и раньше было не очень, а сейчас и вовсе никуда не годное.

Вот и сегодня захотелось мне «извне». С самого утра захотелось. Глянул в окно, а улицы пусты, как допитая накануне бутылка. Как войд Волопаса. «Убирай с земли имущество твое, имеющая сидеть в осаде» (Библия, Книга пророка Иеремии, 10 глава). Вот он – пласт для повествования непаханый! Но цензура, редакторы, политкорректоры плюс чьё-то «желание подключится, чтобы не быть уволенным за ненадобностью».

 

 

Унесённые ветром

Анализом поступающей человеку информации всех видов занимается голова. Источники сигнала имеют различную природу передачи и приёма информации – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, моторика. То есть для смешения сигналов на техническом уровне потребовалось бы шесть различных устройств. К счастью, в большинстве случаев наш организм микширует «в одну голову».

Говоря о профессиональном оборудовании, с сожалением приходится констатировать факт дифференциации микширующих устройств по принципу сигнала: аудио у нормальных парней, видео у «киношников» и смеситель холодной-горячей воды на кухне у всех остальных. Впрочем, некоторые утверждают, что лучше никогда не смешивать.

Прибор, в котором производится смешение аудиосигналов, а также их корректировка и маршрутизация принято называть микшерным пультом или микшером. Есть, конечно, и такие, кто называет его консолью, но это лишь с целью придания своей деятельности дополнительной важности и, возможно, стоимости. А вот словосочетание «цифровая консоль» однозначно трактуется как требование двойной оплаты труда. Вот и поговорим о том, есть ли за что платить.

Первым, так сказать, микшером, применяемым в индустрии звукозаписи, было отнюдь не электронное устройство. Эту роль выполняла рассадка музыкантов в зале или студии. Солисты располагались ближе к звукоснимателю, а второстепенные артисты – дальше. Мало того, в процессе записи произведения музыканты могли менять свою дислокацию в зависимости от замысла композитора. Таким образом, звукорежиссёр должен был иметь не только узкопрофессиональные навыки, но и хорошо знать нотную грамоту, чтобы следить за партитурой.

Более аналогового микшера в природе существовать уже не могло.

В конце 50-х годов ПТУ стало вытеснять музыкальную школу из студий и концертных площадок. Микшеры, поначалу совмещённые с многодорожечным магнитофоном, понемногу увеличивали количество входных каналов от 1 до 24, обзаводились посылами, эквалайзерами, фейдерами и однажды прогнали магнитофон из своего ящика.

 

 

Несмотря на то, что первые цифровые микшеры стали появляться в студиях ещё в конце 70-х, они очень долгое время не могли соперничать с аналоговыми приборами, некоторые модели которых успели прослыть эталоном индустрии звукозаписи. Знаете ли вы, почему весь рок 80-х звучит почти одинаково? Потому что он весь был записан на пультах Solid State Logic SL4000, который имеет собственное специфическое звучание. Кстати, именно на SL4000 было записано самое большое количество альбомов, получивших платиновый статус.

Но время бежало, как пиво из прохудившейся литрухи, и за отстоем пены последовал резкий скачок цифровых технологий, как на записывающих студиях, так и рядом с музыкальной сценой. Сложно однозначно сказать, почему это произошло настолько стремительно. То ли заказчики уже не хотели платить звукорежиссёрам достаточно денег, поняв, что те крутят на пульте далеко не все ручки, то ли грузчики устали таскать здоровенные кейсы с пультами и приборами. Как бы то ни было, но строка в техническом райдере музыканта «Микшерный пульт исключительно аналоговый (и, в принципе, все равно какой)», однозначно указывала на неумение штатного звукорежиссёра обращаться с цифровым устройством. Данная лихая строчка была продиктована совсем не заботой о звучании коллектива, а лишь ленью и консерватизмом её написавшего.

 

 

А что было дальше – совсем другая история.

 

Читайте в следующем выпуске продолжение:

Бойцовский клуб – война кнопок на музыкальном рынке.

Атака клонов – место произрастания ног или деньги не пахнут.

Английский пациент – Better than nothing.

 

2Комментарии
1: 2:

чтобы комментировать

?
Войдите чтобы комментировать
  • Павлов Николай,

    кто автор? - текст надо номинировать на нобелевскую премию в жанре художественно-техническая литература! я на полном серьёзе ;)

  • Трусов Олег,

    Уважаемый Николай!
    Ваши пожелания переадресованы в Нобелевский комитет.
    Адрес в интернете - https://www.nobelprize.org.
    Следите за новостями.

    С уважением,
    Ваша дорогая редакция Издательского Дома proУХО