Театр кукол – одна из лучших моделей человечества.
Персонажи театра кукол способны жить целые столетия,
а старая кукла, ведомая рукой опытного кукловода,
в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую сказку,
которой ещё несколько десятилетий назад
восхищались зрители – наши бабушки и дедушки.

12 сентября 2014 года в Йошкар-Оле состоялось торжественное открытие нового здания республиканского театра кукол с участием высоких гостей. Вместе с Главой республики традиционную красную ленту разрезал заместитель министра культуры России Григорий Пирумов.

 

 

Праздничная атмосфера с самого утра царила на Патриаршей площади. Посмотреть на новый театр собралось множество горожан. На первый спектакль были приглашены деятели культуры и искусства республики, педагоги, строители, возводившие новое здание театра, представители компании «Имлайт и, конечно же, юные зрители, ученики Национальной Президентской школы искусств.

Новый дом театра кукол отчётливо напоминает волшебный замок Спящей Красавицы в Парижском Диснейленде, который, в свою очередь, стилизован под немецкий замок Нойшванштайн («лебединый утёс») в Баварии.

 

 

Леонид Игоревич Маркелов

– президент республики

Конечно, он мог быть проще, но ничего не жалко для того, чтобы дети просвещались. Мне было обидно, что кукольный театр имеет такое потрёпанное состояние. Сейчас всё изменится, ведь люди из других регионов уже хотят приехать и посмотреть на Йошкар-Олу и её постройки. Я хочу, чтобы горожанам нравилось находиться в нашем городе, и они не хотели уезжать из него.

 

Поверьте, посмотреть есть на что. Будучи сам страстным любителем архитектуры, Глава республики строит в городе фламандские дворцы и венецианские площади. За последние несколько лет архитектурный облик города сильно изменился. Только в Йошкар-Оле можно прогуляться по набережной Брюгге под бой курантов на местной Спасской башне (фотографии смотреть с осторожностью, может случиться когнитивный диссонанс).

 

 

А вечером состоялось вручение благодарственных писем всем, кто создавал новый дом для театра кукол.

 

Как всё начиналось

Официальной датой создания Республиканского театра кукол Республики Марий Эл считается май 1942 года. У истоков создания кукольной труппы стоял Георгий Константинович Крыжицкий, в то время главный режиссёр Марийского драматического театра. В 1941 году, когда фашисты подступили к Москве, московские театры спешно готовились к эвакуации. Лишний реквизит они просто отправляли в тыловые театры страны. Несколько таких контейнеров попало и в Йошкар-Олу. Зимой 1942 года, разбирая реквизит, Георгий Константинович обнаружил в бутафорской шесть кукол и небольшую складную ширму. Вещи совсем не нужные драматическому театру. Но кукла Петрушка была так колоритна и задорна, что выбросить её рука не поднималась. Почему бы не использовать кукол в антрактах спектаклей для показа разных злободневных скетчей? Предложил это нескольким молодым актёрам и создал группу кукольников из 3 человек. Первая агитсценка «Бабка и курица» стала показываться в перерывах спектаклей в верхнем фойе театра.

 

 

Неожиданно для всех она получила просто оглушительный успех, поскольку была злободневной, весёлой и очень остроумно высмеивала оккупантов, которых дурачил Петрушка. Тогда разработали целую программу номеров: «Петрушка у фашистов», «Петрушка и дружок», «Волшебная калоша», «Бобка», «Алёнка и гусёнок», «Красная шапочка».

Кстати, неисповедимы дороги театральные. Георгий Крыжицкий с декабря 1944 работал в городе Кирове. Он ставил спектакли и в драматическом театре, и в театре кукол, а в 1946 году уехал в свой родной Ленинград.

 

Что было

До 1989 года труппа разъезжала по районам республики, показывая спектакли в сельских клубах, школах и детских садах.

И только в 1989 году театр впервые переехал в собственное новое здание, расположенное на берегу реки Кокшаги. И хотя спроектирован он был только для театра кукол, делить его приходилось, вплоть до сентября 2014 года, с коллективом театра юного зрителя. Казалось бы, ничего страшного, театры для детей, можно работать, не мешая друг другу.

 

 

Но... есть законы построения сцены. В вопросах организации сценического пространства театр кукол занимает особое положение. Для него не подходит ни одна площадка, предназначенная для других видов зрелища. Сценическая выгородка кукольного театра, то есть конструкция, на которой происходит спектакль, должна быть сделана именно для него — и только для него. Основной частью сценической выгородки является ширма. В геометрическом понимании это вертикально расположенная поверхность, над верхним краем которой играют куклы и за которой скрыты актёры.

В старом здании театра была стандартная сцена, которая чрезмерно увеличивала расстояние от верхнего края ширмы до уровня глаз зрителя, заставляя юных зрителей сильнее запрокидывать голову и тем самым мешая смотреть кукол.

 

Новый дом. Новые возможности

11 сентября в новом здании театра вовсю кипела работа: шёл последний напряженный прогон нового спектакля, проверялось оборудование. Осветители театра, осваивая новые для них световые приборы, готовили сюрприз для юных зрителей - световое шоу.

 

 

В фойе наше внимание привлёк небольшой музей кукол. Там главный художник театра Людмила Иванова наводила порядок, расставляя кукол, самым старинным из которых исполнилось уже по 40-50 лет. Перед спектаклем и во время антрактов музей будет открыт и позволит детям прикоснуться к сказке.

 

Мы заглянули в гримёрки, гардеробные, на сцену, даже на колосники. Это другой мир, не тот, который бурлит снаружи.

 

 

Поймать кого-либо, что задать вопрос, поговорить, оказалось непросто. Первой откликнулась Елена Белецкая — завлит театра кукол, ходячая театральная энциклопедия, энергичная, очень приветливая. Конечно же, нас интересовало, как происходило сотрудничество нашей компании с коллективом театра, как работает осветительное оборудование, нравится ли звук.

 

Елена Белецкая

– завлит театра кукол

Компанию «Имлайт» мы знаем с 2006 года. Когда ещё в старом здании работали, мы покупали оборудование для театра. И когда ваша компания выиграла тендер, директор театра Вячеслав Александрович Кузнецов, его зам по хозяйственной части и, особенно, заведующий световым цехом Денис Куликов были очень рады. Надо сказать, что наши осветители с нетерпением ждали, когда закончится монтаж светового оборудования, и можно будет пробовать работать со светом.

Такого света в старом театре нет, хотя он не самый плохой. Необычно то, что очень всё подвижно. У нас не было таких приборов, чтобы всё двигалось, чтобы под любым углом можно было дать свет. И ... простота. Вот вроде бы столько приборов! А всё очень просто и богато!

 

 

Коллега вашего Дениса Куликова заведующая светоцехом Екатеринбургского театра кукол считает, что освещение способно сказать так же много, как слова, произнесённые человеком. Лунное сияние, жемчужный свет, искренность, таинственность... На сцене с помощью прожекторов можно изобразить всё, что угодно душе. Возможности света — безграничны. А вы как считаете?

Свет играет огромную роль особенно в спектаклях, когда актёра видно. Очень важно дать отбивку так, чтобы кукла была видна, а актёр не выделялся. Для этого точечный свет нужен. В старом здании не было такого света, была вообще проблема. А ещё сложнее освещать планшетных кукол. Нужно сделать акцент на них, а актёров, которые находятся в тёмной одежде и в маске — в так называемых «чёрных кабинетах», — не должно быть видно.

Если свет попадёт хотя бы на руку человека, иллюзия сказки будет разрушена. Работа художника по свету — тонкая, точная, почти ювелирная. Мы позавчера здесь пробовали делать «чёрный кабинет», он получился идеальным, актёров не видно вообще, а в старом здании было видно, не было такого оборудования.

– Елена Белецкая.

 

 

Нашу задушевную беседу прервал Ямаев Алексей Анатольевич, главный режиссёр, художественный руководитель театра, удачно забежавший в кабинет буквально на минутку.

Алексей Анатольевич в театре кукол четвёртый год, до этого он служил в национальном драматическом театре.

 

Ямаев Алексей Анатольевич

– главный режиссёр, художественный руководитель театра

Я драматический режиссёр в первую очередь. Как-то так случилось, что я начал ставить детские спектакли, меня пригласили сюда, и я решил поэкспериментировать. Это абсолютно ново для меня, и до сих пор ново. Театр кукол — самый волшебный, безграничный, здесь возможно всё. Сейчас, на мой взгляд, тенденции в театральном мире тяготеют к смешиванию форм, когда и поют, и танцуют, и акробатикой занимаются, и куклы используются. Это, конечно, трудно совместить, но мы успешно совмещаем и живой план, драматический, и кукольный план. У нас много таких спектаклей, но спектакль, который будет показан завтра на открытии - «Царевна-лягушка» - ширмовой, тростевой, абсолютно классический спектакль. Дети, кстати, лучше воспринимают именно ширмовые спектакли.

 

 

Не каждый театр кукол достигает того уровня профессионализма, который позволяет ему ставить спектакли для взрослых. Это достаточно серьёзный шаг вперёд и для театра, и для его артистов. А в репертуаре вашего театра кроме детских, есть ещё и спектакли для взрослых.

 

Профессия актёра-кукольника — очень редкая профессия. Заведения, где учат этой профессии, по пальцам пересчитать можно. Многие из наших актёров прошли драматическую школу, придя к нам в театр, доучивались, переучивались, овладевали новыми навыками, а драматическая жилка осталась. Это надо было использовать, поэтому педагогом Татьяной Лядовой было поставлено два спектакля «Прекрасное далёко» и «Мотылёк». В перспективе у нас смешение жанров в спектакле «3 сестры» по пьесе А.П.Чехова, который будет поставлен в 2015 году. Мы не ставим себе рамок!

– Ямаев Алексей.

 

Давайте вернёмся к технической составляющей. У вас, как у режиссёра, есть особые требования к световому, звуковому оборудованию?

 

Когда начиналась работа с вашей компанией, я, к сожалению, не имел к этому никакого отношения. Теперь я смотрю, у нас 2 «головы», а хочется уже побольше, аппетиты растут. Но даже и две «головы» замечательно вписались, завтра будем использовать их в световом шоу. Конечно, для меня, как для режиссёра, всё важно. Я ставлю вместе и игру актёров, и драматическое произведение, и свет, и звук. Например, вот эту декорацию для спектакля «Царевна-лягушка» мы ставили в старом театре при тех возможностях, и поставили сейчас, разница большая. Спектакль заиграет совсем по-другому. Работа осветителей остаётся «за кадром», зато результат всегда на виду.

– Ямаев Алексей.

 

 

А сцена всё-таки осталась в большом зале в новом здании.

 

К сожалению, да. 
В проекте этого не учли (должен был быть подъёмник), но расстояние от сцены до первого ряда достаточное, и,  кроме того, у нас теперь есть новый свет и колонки вкруговую,  детям будет всё слышно и видно.

– Ямаев Алексей.

 

 

С большим залом понятно, а что вы планируете ставить в малом зале?

 

Малый зал рассчитан на камерные спектакли, авторские проекты (как, например, спектакль «3 сестры») и на самых маленьких зрителей, от полутора лет. Очень сожалею, но времени больше нет. Завтра открытие, надо готовиться!

– Ямаев Алексей.

 

И все снова разбежались по своим неотложным делам, а куклы замерли в ожидании первого спектакля в своём новом доме...

 

И просто цитаты

 

Луничкин Александр Николаевич

– заместитель министра культуры Республики Марий Эл

Говорят, что театр получился уникально красивый. Наверное, потому, что душа была приложена, в том числе и ваших специалистов компании «Имлайт». Когда в марте месяце вы зашли на объект, никто не верил, что вовремя сдадим, но когда начали подниматься первые софиты, первые штанкеты, появилась уверенность. Все сроки вы выдержали чётко.

 

 

Васютин Михаил Зиновьевич

– заместитель главы правительства, министр культуры Республики Марий Эл

Очень приятно было сегодня видеть впечатление заместителя министра России Пирумова Григория Ульяновича. Мы все привыкли, что сценическое пространство театра кукол – это своего рода минимализм. Небольшая сцена, небольшой набор оборудования, но когда показали пульт и прокомментировали его возможности, когда главу республики провели за сцену, продемонстрировали технические возможности сцены, он был поражён. Конечно, это возможности, прежде всего, компании «Имлайт», так эта конструкция принадлежит им от замысла до воплощения, и всё было сделано добросовестно и вовремя. Я очень доволен и, пользуясь случаем, хочу передать признательность от имени заместителя министра культуры России Григория Ульяновича и от себя лично за то, что вы сделали свою работу ответственно, и очень надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

 

 

Комментарии
1: 2:

чтобы комментировать

?
Войдите чтобы комментировать