На данный момент пройти регистрацию могут сотрудники и партнёры компании. В дальнейшем этот функционал будет расширен. Приносим свои извинения. Зарегистрированный пользователь имеет ряд преимуществ. Узнать о преимуществах можно здесь.
Театральное новоселье – долгожданный торжественный момент.
Начинается новая глава в творческой биографии коллектива.
Театр основан в 1935 году и назывался Русский театр музыкальной комедии МАССР. С большим успехом театр выступал не только в Мордовии, но и в Куйбышевской области и на Украине. Уже в январе 1937 года он был реорганизован в передвижной, а вместо него в Саранске был создан Мордовский государственный театр оперы и балета.
В 1994 году Государственному музыкальному театру Республики Мордовия было присвоено имя Иллариона Максимовича Яушева – заслуженного артиста РСФСР, заслуженного и народного артиста МАССР. Сегодня в репертуарной афише театра шедевры мировой классики: оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, балеты «Коппелия» Л. Делиба, «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Театр остается верен своим традициям и продолжает работать с произведениями, как классиков мировой музыки, так и национальных мордовских композиторов.
Долгое время, квартируя на сцене Театра русской драмы Республики Мордовия, музыкальный театр всегда мечтал иметь свой Дом. Сегодня ветер перемен перелистывает новую страницу в истории театра – Государственный музыкальный театр им Я. И. Яушева справляет новоселье!
Верхняя машинерия театра и большинство металлоконструкций сцены разработаны и изготовлены на собственном производстве компании «Имлайт». В связи с большим объёмом поставляемого и монтируемого механооборудования (софитных подъёмов – 6, декорационных и специальных – 57) монтаж подъёмно-опускной ямы выполняли наши коллеги из компании «Система».
С шумами, неизбежными при таком количестве механизмов, боролись методично и поступательно – установили супертихие немецкие тормоза, двигатели электроприводов укомплектовали японскими подшипниками, лебёдки подъёмов изолировали в отдельное помещение.
Интересную разработку применили конструкторы компании «Имлайт» при проектировании комплекса управления механикой сцены. Отказавшись от компьютерной системы (установить её не позволили бюджетные ограничения), сумели уйти и от морально устаревшей, хотя простой в изготовлении и надёжной в эксплуатации аналоговой системы управления. Решением стали новые цифро-аналоговые преобразователи собственного производства, работающие в протоколе DMX-512.
Они обеспечили надёжную связь между управляющей консолью машиниста сцены и исполнительными механизмами.
Еще одна разработка проектного отдела компании – напольные перекатные башни, необходимые для организации нижнего попланного освещения сцены. Конструкция башен позволяет удобно размещать и настраивать световое оборудование, а при необходимости легко перемещать все изделие в соответствии с художественно-постановочными задачами.
Техническое задание на проектирование театра предусматривало разработку врезного круга барабанного типа с возможностью последующего размещения в нем люков провала. В результате круг успешно спроектирован, установлен и испытан в процессе приёмо-сдаточных мероприятий.
Характерный почерк компании «Имлайт» – оснащение объектов силовым оборудованием собственного производства: управление постановочным освещением театра реализовано на пускорегулирующих блоках профессиональной серии, оснащенных эффективными помехоподавляющими фильтрами. Главная световая консоль также характерна для театральных инсталляций компании и при этом в меру консервативна – это SGM Regia 2048 Opera.
К особенностям светового комплекса Театра оперы и балета можно отнести:
В распоряжение осветительного цеха театра передан полноценный современный комплекс постановочного освещения, укомплектованный более чем 950 единицами оборудования следующих торговых марок:
Кроме того, специалистами компании «Имлайт» были созданы системы видеопроекции обоих залов.
Гастрольных поездок театра ожидает оснащенный всем необходимым (оборудованием, коммутацией, кейсами, стойками) мобильный комплект светового и звукового оборудования.
«Трио в одном» Архитектурная акустика, архитектурный дизайн и электроакустика неразрывно связаны – это три составляющих успеха хорошего звучания зала.
Для создания хорошей архитектурной акустики оперного зала Мордовского государственного театра оперы и балета им. И.М. Яушева компания «Имлайт» привлекла к сотрудничеству своих партнеров – группу компаний «ACOUSTIC GROUP», работавшую над реконструкцией таких авторитетных объектов, как большой концертный зал Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, государственный академический Большой театр России. Архитектурно-планировочные решения, разработанные под руководством А. Я. Лившица, стали отправной точкой для дальнейшей работы архитекторов и дизайнеров.
Оперный зал предназначен для живого воспроизведения звука, здесь все должно звучать одинаково хорошо и разборчиво: и оркестр, и хор, и солисты. Строительство музыкальных залов – это тоже своего рода искусство, и результат здесь зависит не только от хорошо проработанного проекта и правильно примененных материалов, но и от большого количества на первый взгляд малозначительных деталей. Акустика складывается из мелочей, поэтому в процессе работы по созданию хороших акустических свойств оперного зала большое внимание уделялось всему – от соблюдения пропорций, форм и материалов до шага и силы, с которой шурупы крепят деревянные панели стен к каркасу.
Отдельная сольная партия – у акустического дизайна, который соединяет все воедино. Филигранная работа по созданию хорошей акустики зала сродни работе нейрохирурга, когда ошибка в сотых может серьезно сказаться на конечном результате. Государственный театр оперы и балета в руках профессионалов высшей категории может сегодня гордо именоваться «Храмом музыки».
Звукотехнический комплекс театра составлялся по принципу: выбираем качественное, надежное и самое современное оборудование (не случайно трехгодичный перерыв между работами по проектированию и моментом реализации не сильно сказался на актуальности технических решений).
В состав работ по звукотехническому оснащению театра входило звукоусиление большого и малого залов, фойе, разработка решения по озвучиванию всего здания театра: трансляционный комплекс, система внутренней связи – интерком и система звукозаписи.
Особенности оперного зала – хорошая естественная акустика и архитектурный дизайн – предъявили свои требования к электроакустике, поэтому принцип «не навреди» стал главным при формировании звукотехнического комплекса: оборудование должно быть максимально незаметно, а то, что на виду, должно гармонично вписываться в интерьер. Задачи, поставленные архитектором и дизайнером И. П. Щанкиным, получили свое разрешение – это компактные модели акустических систем с высоким КПД, интегрируемая техника, специальные ниши для сабвуферов в порталах сцены.
Для того чтобы зрители первых рядов получали полный и разборчивый звуковой образ, в подъемно-опускной барьер были встроены компактные АС (frontfill) c широкой диаграммой направленности. Достичь равномерного озвучивания всех зон зрительного зала помог активный линейный массив CPD Line KS-audio. (На немецкой марке KS-audio построен весь звукотехнический комплекс театра – в этом компания «Имлайт» нашла бескомпромиссное решение).
Для сервисного обслуживания портальных активных акустических систем специалистами «Имлайт» разработана система подвеса громкоговорителей с электрическим приводом.
Система позиционирования микрофонов расширяет возможности звукорежиссера, а гибкая и удобная структура коммутации позволяет легко и быстро адаптировать систему для любых задач.
Пожалуй, самым знаменитым театральным эффектом остается «Черный бархатный кабинет». Фантазия Мастера поместила на сцене многочисленные ширмы – разной высоты и ширины, и в этом едином черном пространстве «неожиданно» появлялись герои, «летали» их руки, ноги, головы… Революционеры-постановщики и сдвигали занавес, и заставляли вращаться декорации – чутье подсказывало им необходимость «спецэффектов».
Братья Люмьер легким движением руки направили паровоз на зрительный зал, и толпа, ужаснувшись и восхитившись, выбрала нового кумира.
Современные технические средства проникают в святая святых – театр, и система видеопроекции, которой оснащен Мордовский государственный театр оперы и балета им. И. М. Яушева – одно из таких ноу-хау.
Динамика смены декораций, качественное разрешение изображения, эффектное художественное воплощение замысла – вот характеристики современной сценической площадки. Новые формы, которых требует нового время.
Для того чтобы «закрыть» всю площадь задника сцены, создавая образ огромной декорации с возможностью воспроизведения динамических эффектов, установлены два видеопроектора, работающих на одно изображение. Видеопроцессор TVOne помогает объединить картинку.
Другая задача видеопроекции – воспроизведение видео на сцене – также успешно решена: на сцене находится подъемно-опускной экран 10-метровой ширины и видеопроектор светосилой 15 000 ANSI.
Современная, качественная, многофункциональная – студия звукозаписи Мордовского государственного театра оперы и балета выполнена на оборудовании Digidesign – программно-аппаратном комплексе ProTools.
Гибкая система маршрутизации звукового сигнала позволяет записывать музыку и солистов как в помещении студии, так и вести записи концертов из зала.
Отдельное внимание уделено парку микрофонов, основой которого стали микрофоны Sennheiser серии MKH. При необходимости микрофоны сцены и студии звукозаписи могут быть объединены, что позволит осуществить запись симфонических оркестров двойных и тройных составов с сольными исполнителями и хором.
Оперное искусство предполагает знание по крайней мере трех языков – итальянского, английского и русского. Система сурдоперевода разрушает языковые барьеры. Оперные либретто в переводе ведут неискушенного зрителя по всем перипетиям сюжета.
Для того, чтобы зрителям было удобно читать оперное либретто, предусмотрена система сурдоперевода, а система нумерации постановочных сцен облегчает работу помощника режиссера и артистов.
«Подать в выгодном свете» – эти слова как нельзя кстати подходят к главной задаче архитектурного освещения, когда один художник (осветитель) помогает другому художнику (архитектору) максимально эффектно преподнести свое творение.
В условиях средней полосы России, когда световой день уступает по продолжительности темному времени суток, получается, что красота здания «работает» лишь наполовину, и чем севернее регион, тем она становится мимолётнее.
Центр столицы, центр культурной и общественной жизни республики – Мордовский государственный театр оперы и балета имени И. М. Яушева имеет в своем «световом» гардеробе порядка десяти «нарядов» – в техническом задании на создание светового образа здания размах требований оценили все.
Специалистами компании «Имлайт» создан особый визуальный образ Театра, который решает сразу множество задач – от элементарного освещения здания (чтобы можно было ориентироваться в пространстве) до календарно-эстетического ориентира: подсветка будничных дней отличается от праздничной. Новый год, День победы, день России – по световому оформлению Театра можно будет сверять календарь!
Автор: Татьяна Демихова
Войдите чтобы комментировать