В Храме Христа Спасителя продолжается акустическая «реконструкция». Модернизация комплекса звукоусиления Верхнего храма ведется в несколько этапов. В прошлом году специалисты компании «Имлайт» совместно с Meyer Sound добились равномерного распределения звукового поля в ключевых для ведения богослужения акустических зонах – подкупольном и предалтарном пространстве. В 2018 году системами громкоговорителей будут оснащены проходные галереи храма. Полностью работы в главном кафедральном соборе Русской Православной Церкви, включающие, в том числе и звукоусиление алтарной части, завершатся в следующем году.

 

Естественная акустическая среда православного храма (к какому бы типу он не принадлежал - крестово-купольному, однокупольному, ярусному и пр.), прежде всего, задана самим архитектурным каноном. Именно соотношение пропорций и геометрических объемов на протяжении сотен лет позволяли вести богослужение без какого-либо звукоусиления. Звук в храме распространяется особым образом, создавая ощущение огромного воздушного пространства, отгораживающего прихожан от земного мира, соединяя звуковой энергией с миром горним. Голоса священнослужителей и певчих звучат, как «глас с небес» - такой эффект создается из-за увеличенного времени реверберации помещения, звук в котором, отражаясь от сводов и стен храма, обретает наполненность, густоту. Но вместе с тем при отличной слышимости появляется проблема неразборчивости речи. Во времена более давние, впрочем, никакой проблемой это не являлось - прихожане знали наизусть церковные тексты. Современным же прихожанам, в силу иной культурно-исторической картины, крайне сложно в таких акустических условиях понимать ключевые события богослужения, ведущегося к тому же на церковнославянском. Кроме того, большая реверберация создает «неудобное» звуковое поле для самих священнослужителей, ведущих службу.

 

 

Оснащение русских православных храмов электроакустическими системами (в большей степени по причине традиционного взгляда на богослужение) пока не приобрело массового характера, но это инсталляционное направление в сфере профессионального звука активно развивается. Архитектурные проекты вновь строящихся культовых сооружений все чаще включают раздел звукоусиления, действующие храмы обращаются за акустическими расчетами, чтобы выровнять звуковую картину, то есть добиться равномерного покрытия во всех акустических зонах и максимально четкой, без искажений передачи голоса.

 

 

Для справки

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве - самый большой собор Русской православной церкви. Общая высота здания с куполом и крестом – 103 метра, высота внутреннего пространства – 79 метров, толщина стен – до 3,2 метра. Храм вмещает около 10 тысяч человек.

Первое здание величественного храма-памятника, построенного архитектором Константином Тоном в 1883 году в честь победы России над армией Наполеона (к слову, строительство велось 44 года), было взорвано в 1931 году. На месте утраченного храма, в котором проходили коронации, праздники и службы в честь памятных дат и славных событий (500 летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100 летие Отечественной войны 1812 года, 300 летие Дома Романовых и пр.) планировалась грандиозная стройка Дворца советов. Осуществлению планов помешала Великая отечественная война. Почти 35 лет – до 1994 года, когда правительство Москвы приняло решение о восстановлении Храма Христа Спасителя – на этом месте работал открытый бассейн «Москва».

Храм в традициях русско-византийского стиля заново отстроили за 6 лет. Чтобы максимально воссоздать храм в прежних архитектурных формах при проведении проектных и строительных работ пользовались чертежами, эскизами и другими архивными документами XIX века. Современный Храм Христа Спасителя от своего предшественника отличается стилобатом (цокольный этаж), возведенным на месте холма основания. Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова, южный – во имя Николая Чудотворца, северный – во имя Святого Князя Александра Невского.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя. Настоятель Храма Христа Спасителя — Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

 

 

Впервые решение о необходимости инсталляции в главном кафедральном соборе страны системы звукоусиления Фонд Храма Христа Спасителя принял еще в 2008 году. За время работы восстановленного храма были выявлены существенные акустические проблемы в Верхнем храме, связанные, прежде всего, с гулким неразборчивым звучанием в подкупольном пространстве и практически полной «глухотой» в некоторых акустических зонах. Электроакустический проект с участием оборудования Meyer Sound помог частично решить поставленные задачи, однако спустя несколько лет у эксплуатирующих храм технических служб сложились пожелания по некоторым корректировкам, позволяющим улучшить звуковую картину. В качестве исполнителя акустической реконструкции была выбрана компания «Имлайт».

 

Сводный график АЧХ и фазовых характеристик (2016 год)

 

Перед началом работ была проведена оценка существующей системы звукоусиления Верхнего храма с опорой на рабочий проект, созданный в 2012 году. Измерения зафиксировали большую гулкость и время реверберации до 17 секунд, что является критичным даже для такого типа помещений. При расчете учитывались все виды акустических сигналов, характерные для передачи в культовом сооружении - вокализованная и пастырская речь, а также хоровые распевы. Так, акустическое исследование выявило слабую разборчивость речи в заалтарной зоне, проблемы с разборчивостью речи в акустических зонах алтаря, Царских ворот, солеи и амвона, то есть в основных зонах источника звука. Кроме того, неравномерность распространения звуковой энергии и недостаточная словесная и слоговая разборчивость наблюдалась в боковых нефах.

 

Расположение акустических систем в Храме Христа Спасителя. На план-схеме отмечены локации, где в следующие этапы акустической реконструкции (2018-2019 годы) будет произведен монтаж звукового оборудования

Дмитрий Федотов

– заместитель руководителя проекта акустической реконструкции Храма Христа Спасителя, компания «Имлайт»

Исходя из технического заключения, которое предписывало, какие работы нам необходимо произвести, был составлен план модернизации системы звукоусиления на три года. Первый этап включал в себя работы в акустической зоне перед алтарем, где часть звуковой энергии отражалась от стен, что приводило к искажению звуковой картины. Чтобы исправить этот параметр, мы выдвинули основные звуковые колонны Meyer Sound CAL 96 вперед, тем самым устранив ненужные отражения от боковых стен, и дополнили комплект громкоговорителями Meyer Sound CAL 32, направленными в центр солеи.

Для уменьшения уровня сигнала перед алтарем был осуществлен перенос громкоговорителей CAL 96

Дмитрий Федотов

– заместитель руководителя проекта акустической реконструкции Храма Христа Спасителя, компания «Имлайт»

Вторая проблема, которую нас попросили решить, связана с акустической зоной в подкупольном пространстве. Патриарх традиционно ведет службу практически в центре внутрихрамового помещения со специального помоста, примыкающего к ступеням солеи, используя в ходе богослужения микрофонную систему. Техническим специалистам храма приходилось решать вопрос с установкой мониторов и прокладкой временного кабеля в центральную локацию. Все это сопрягалось с определенными сложностями. В качестве решения мы предложили установку дополнительных узконаправленных акустических систем, которые бы работали как мониторинг. Дополнительные звуковые колонн Meyer Sound CAL 32, направленные в сторону алтаря, мы отзеркалили от центра оси акустических систем, расположенных у солеи.

 

Позиция микрофона перед алтарем (2016 год). 1 – В области частот от 60 Гцдо 1000 Гц акустические системы практически не имеют направленности, то есть работают во все стороны с одинаковой интенсивностью. 2 – В области частот от 2000 Гц до 12000 громкоговоритель имеет направленность, а сигнал на микрофоне – это отражение от боковой стены. 3 – Провал в области частот от 1000 Гц до 2000 Гц

Дмитрий Федотов

– заместитель руководителя проекта акустической реконструкции Храма Христа Спасителя, компания «Имлайт»

Плюс после проведенного монтажа была проведена перенастройка системы маршрутизации и обработки аудиосигнала под изменившуюся конфигурацию звукового комплекса. На 2018 год у нас запланировано дальнейшая инсталляция электроакустического комплекта Храма Христа Спасителя. Работы будут идти в проходных галереях, где во время больших служб тоже находятся прихожане, поэтому в этой акустической зоне также важно достичь равномерного звукового покрытия.

 

Игорь Грибанов

– старший менеджер отдела СМР компании «Имлайт»

Статус Храм Христа Спасителя, его историческая и культурная ценность диктуют свои условия для проведения любых монтажных работ. Наши «мирские» технические задачи приходится решать с четким соблюдением церковных правил и регламентов. Помимо того, что храм действующий и в нем ежедневно ведутся службы (поэтому работали мы ночью), есть определенные сложности, связанные с сакрализацией пространства храма – во многие помещения вход разрешен только священнослужителям.

Отдельным пунктом в культовых сооружениях стоит ценность внутреннего убранства, что, безусловно, предъявляет особые требования и к технологии монтажа, и к внешнему виду технического оборудования. Так, стены Храма Христа Спасителя облицованы итальянским и греческим гранитом (конструктивно это выглядит следующим образом – гранитная плита держится на металлической обрешетке, при этом воздушная подушка между ней и несущим железобетонным основанием, отделанным красным кирпичом, составляет 250-300 мм). Акустические системы имеют немалый вес, и чтобы нагрузка не передавалась на мраморные стены, приходилось засверливаться на 1,5 метра вглубь. Монтажные работы в предалтарной зоне усложнялись тем, что звуковые колонны нужно было не просто перенести, а дополнить еще одной акустической системой. Для того, чтобы выполнить все по техническому проекту, но при этом не сверлить новые места крепления, были разработаны и изготовлены специальные несущие рамы, которые крепятся к стене на две точки и при этом выдерживают звуковое оборудование общим весом 150 кг.

Одной из главных задач была сохранность и целостность декоративных поверхностей, поэтому все кабельные операции велись по уже существующим каналам. Разумеется, за годы эксплуатации эта часть технических коммуникаций храма пришла в состояние, когда доступ и возможности замены крайне ограничены. Однако и с этим этапом монтажа мы справились. Впереди – работы в той части храма, где, по предварительной оценке, уже точно придется изобретать новую систему монтажа, но, как говорится, для «Имлайта» нет ничего невозможного.

 

Максим Шевченко

– компания Meyer Sound

Ввиду архитектурных особенностей и ряда культурно-исторических причин к системам звукоусиления для храмов и других культовых сооружений предъявляются повышенные требования по четкости фокусировки звукового поля и чистоте, неокрашенности усиленного звука. Обычно основная звуковая картина в таких зданиях строится из прямого и отраженного звука (голос, пение), а от системы звукоусиления требуется лишь увеличить, «разогнать» звуковую энергию там, где есть недостаток в разборчивости и четкости восприятия. То есть, как правило, в отличие от концертного зала, система звукоусиления храма работает в качестве вспомогательной системы, от которой требуется очень аккуратное, точное поведение. К тому же такие системы должны обладать нейтральным звучанием, не окрашивать усиленный звук, тогда возникает эффект слияния естественного и усиленного звучания.

Акустические системы Meyer Sound CAL (активные звуковые колонны) были разработаны как раз для использования в таких условиях. Технически это один из самых сложных видов громкоговорителей. В этих системах, независимо от модели, каждый из множества излучателей снабжен собственным усилителем и цифровой линией управления (в одной колонне их число может доходить до 96), что позволяет добиться максимально точного позиционирования звуковой энергии, избегая усиления ненужных отражений. Второй важный момент – нейтральность звучания – можно отнести к фамильным чертам всей продукции Meyer Sound, поскольку именно нейтральное, неокрашенное звучание является обязательной характеристикой для любой модели этого производителя. Каждая такая звуковая колонна – это прецизионно точный инструмент, позволяющий точечно воздействовать на звуковую картину, не меняя ее в целом, оставляя «слушателям» впечатление нетронутой технологиями атмосферы богослужения. Второй тип используемых громкоговорителей, MM-4XP – это небольшие точечные громкоговорители, которые также чаще всего применяются для коррекции звуковой картины, а не прямого ее усиления.

В целом использование звуковых колонн и небольших точечных источников характерно для религиозных и культовых сооружений. В мире есть достаточно большое количество уже оснащенных объектов такого типа. И нам отрадно осознавать, что Храм Христа Спасителя – самый большой и один из самых важных храмов нашей страны – оснащен оборудованием наивысшего класса последнего поколения. Здесь это оборудование используется по самому прямому назначению – аккуратно и незаметно для слушателей повышает уровень вовлеченности в процесс богослужения. Компания Meyer Sound, несмотря на крайне высокий профессиональный авторитет, никогда не стремилась создавать системы с выдающимся, характерным, узнаваемым звучанием. Наоборот, компания всегда работала на созданием максимально незаметных системы звукоусиления, в которых прозрачность и нейтральность – самые важные характеристики.

 Ознакомиться с ассортиментом бренда Meyer Sound

1Комментарии
1: 2:

чтобы комментировать

?
Войдите чтобы комментировать