Профессиональное световое,
звуковое и сценическое оборудование


Тип объекта:
  


КОНТАКТЫ:

Отдел комплексных проектов, Киров
install@imlight.ru 

Световое направление
Быков Сергей
+7 (8332) 340-344 (доб.124)

Звуковое направление
Мамонов Михаил
+7 (8332) 340-344 (доб.125)

Отдел комплексных проектов, Москва
project@msk.imlight.ru 

Чуманкин Михаил
Руководитель отдела
тел: (495) 748-30-32 (доб.224)

Комплексное оснащение Башкирского государственного театра оперы и балета, г.Уфа

Башкирский государственный театр, вобравший в себя две культуры и две эпохи, наполнился светом. Культуры эти – русская и башкирская, а эпохи – бурное предреволюционное десятилетие и нынешняя, не менее бурная. Светом же помогла наполнить компания «Имлайт».

В наступившем 2015 году Уфа готовится принять сразу два международных саммита. И площадки для проведения официальных мероприятий должны быть тщательно подготовлены. Одной из таких площадок как раз и стал Башкирский оперный театр. Президент республики Рустэм Хамитов дал высокую оценку проведённым работам: "Сегодня театр обновился по-настоящему, можно сказать, получил «вторую жизнь», стал современным комплексом с профессиональной сценой, оборудованием, замечательной акустикой, с красивым и удобным для зрителей залом. И, уверен, ещё очень долго послужит людям, приобщит к высокой культуре многие поколения любителей искусства". 




ИСТОРИЯ ТЕАТРА

Башкирский государственный театр - это красивейшее, с богатой историей строение, имеющее необычную архитектуру. Два стиля гармонично слились в единое целое: русский классицизм со стороны улицы Ленина и так называемый мавританский, восточный стиль на Пушкинской. По этому поводу С.Р. Минцлов, русский писатель, высказался однажды в своем дневнике: «Стиль его будет занятный: с одной стороны ренессанс, а с другой стороны — восточно-азиатский. Что из такого строительного флюса выйдет — Аллах знает!»

 

А вышло изумительно. Двухэтажное кирпичное здание на Ленина 5 - украшение всего города. Памятник культуры и историческая достопримечательность Уфы. Главный фасад украшает купол со шпилем и четырёхколонный портик. Массивные кирпичные колонки необычной квадратной формы подпирают козырёк балкона у центрального входа. 


Цепляют взгляд медные фигуры Евтерпы - покровительницы лирической поэзии и Терпсихоры – покровительницы танцев, они дополнили Аксаковский народный дом совсем недавно, в 1993. (Скульптор Зильфат Басыров).


Мемориальная доска с изображением барельефа всемирно известного артиста балета и балетмейстера Рудольфа Нуриева. А напротив входа в театр стоит мраморная скульптура певцу Фёдору Шаляпину, что тоже очень символично. Но об этих личностях - чуть позже.

   


Здание, действительно, уникальное. История театра ведётся с далёкого 1909 года. Аксаковский народный дом, где ныне располагается Башкирский государственный театр оперы и балета, - одна из главных достопримечательностей города Уфы. Прежде в Уфе не было ни зимнего театра, ни зала для проведения общественных собраний. Деревянные здания много раз сгорали, остальные (залы Большой Сибирской гостиницы, Общества вспоможения частному служебному труду, дворянского собрания) не подходили для артистов и зрителей. Потому, когда на дворянском собрании приняли решение увековечить память знаменитого земляка - писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, в его честь решили построить народный дом, который должен был стать центром культуры и искусства города Уфы.


 

Крестным ходом направились к месту предполагаемой стройки. Духовенство, певчие, за ними – весь Аксаковский комитет во главе с губернатором. Купцы, дворяне, представители земства, учителя и ученики - многотысячная толпа уфимцев, желающих почтить память знаменитого земляка. Для воплощения задуманного привлекли лучших архитекторов страны.


По инициативе губернатора Александра Степановича Ключарёва и петербуржского общества архитекторов объявили всероссийский конкурс, результатом которого стали 24 проекта. Но ни один не смог удовлетворить высоких требований уфимского жюри, все раскритиковали. Даже те работы, которые получили премии в Петербурге.



Потеряв много времени и денег, губернатор обратился к скромным местным умельцам. Дом, которому предстояло стать самым ярким и значительным строением города, проектировали совместными усилиями инженер П.П. Рудавский и архитектор  И.Е. Бондаренко. Причем Рудавский, уроженец Уфимской губернии, создавал проект по рисункам тогдашнего губернатора, с учётом всех требований комитета. Интерьером здания занимался художник Бондаренко. Его кандидатура была утверждена лишь в 1920-х.

Строить театр планировали на пожертвования. И это действительно важно: все жители понимали ценность задуманного, активно изыскивали средства на его реализацию. Общее дело объединяло и облагораживало дарителей. Жертвовали всей Россией: и местное купечество, и далёкие глубинки, и богатые столицы - все вносили свою лепту.


Вскоре после объявления сборов уже была собрана сумма, необходимая для начала работ. 14 сентября 1909 года был заложен первый камень. А к 1910 бюджет фонда составил 154500 рублей - огромные по тем временам деньги. Вот только строить Рудавскому было нелегко. Бывший скромный губернский инженер строительного отдела, он взялся за непосильный труд. Уже тогда, в дореволюционной Уфе, решили построить многопрофильное здание, снабжённое центральным  отоплением, электричеством, с подведёнными водокоммуникациями и железобетонными перекрытиями. Многое было новшеством, в котором ни Рудавский, ни строители,  не имели практического опыта. Во многом с помощью главного строителя Константина Александровича Гуськова задуманное воплотили в жизнь.


В 1914, по завершению кирпичной кладки, взялись за отделочные работы. Но закончить отделку помешали войны:  сначала  первая мировая, затем гражданская. До конца 1919 года в здании располагался военный госпиталь. 

Ещё не дождавшись окончания войны, уфимцы продолжили сбор средств на строительство. В 1920 здание достроили, начали выступать драматические и оперные труппы. 

С тех пор Аксаковский дом был Дворцом труда и искусства, Домом культуры, Театром кукол, и, наконец, в 1938 стал Башкирским государственным театром оперы и балета. 

ЛЮДИ

Михаил Васильевич Нестеров, талантливый живописец, уфимец по рождению, подарил малой родине несколько десятков картин для обустройства Аксаковского народного дома. 


Аксаковская народная библиотека нашла себе приют, расширилась и развилась в стенах этого здания. А сколько учреждений искусства здесь обитали и отделились впоследствии, став серьёзными и самостоятельными? 


Аксаковский народный дом по праву можно назвать колыбелью искусств Башкортостана. Но кто бы в нём не размещался, какие бы названия он не менял, Аксаковский дом предназначен  в первую очередь для театра.


Башкирский государственный театр оперы и балета открылся 14 декабря 1938 оперой «Прекрасная мельничиха» Д. Паизиелло и с тех пор неустанно радует, удивляет, творит.


Первую труппу театра составили выпускники башкирского отделения Московской консерватории: Б. Н. Валеева, Ш. В. Валиахметова, В. Н. Галкин, X. Л. Галимов, М. Е. Габдрахманова, З. И. Ильбаева, М. P. Максутова, О. Я. Сыртланова-Калинина, Г. С. Хабибуллин. Башкирское музыкальное училище подарило театру хор и оркестр. В  1941 в балетную труппу вступили танцовщики из Ленинградского хореографического училища: З. А. Насретдинова, Г. Г. Сулейманова, X. Г. Сафиуллин, Ф. М. Саттаров, Т. Ш. Худайбердина, Ф. С. Юсупов.




Это были люди, принесшие небывалую славу театру. Настоящие, яркие, незабываемые. 


 

Такой была и Насретдинова Зайтуна Агзамовна. Родом из семьи железнодорожников, она закончила Ленинградское хореографическое училище и сразу стала ведущей солисткой театра, вместе со своим мужем, партнёром и другом Халяфом Сафиуллиным. 


Она создала для театра много неповторимых образов: Одетта и Одиллия («Лебединое озеро» П.Чайковского), Никия («Баядерка» Л.Минкуса), Жизель и Мирта («Жизель» А. Адана), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского), а роль Зайтунгуль в балете «Журавлиная песнь» принесла девушке небывалую славу и признание. Халяф Сафиуллин оказался для Зайтуны незаменимым Арсланбаем. После смерти мужа она так и не появилась на сцене, целиком отдалась преподаванию и репетиторству.


Имя Ильдуса Хабирова тоже вошло в легенды театра. Актёр редкой красоты и таланта, он родился простым деревенским мальчишкой, вырос в детском доме, а после был избран комиссией из Ленинграда для учебы в хореографическом училище. Он был солистом балетной труппы в 60-ые, и многие девушки сходили по нему с ума. Вслед за Зайтуной и Халяфом, играл в «Журавлиной песне» с Эльзой Сулеймановой. Хабиров обладал своим неповторимым стилем, всегда стремился вперёд, всегда находился в творческом поиске. 




Первым художественным руководителем, а также главным режиссёром театра, был П. М. Славинский. Много времени и сил, а главное, души он положил на создание кадров и организацию слаженной работы.  В годы войны сюда был эвакуирован Украинский театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко, и это открыло новые горизонты для творчества. Ставились совместные пьесы. В 1955 году в Москве около 70 артистов были награждены высокими правительственными наградами и званиями.  И нельзя не сказать о самой яркой звёздочке того времени.


  

Рудольф Хаметович Нуриев -  человек, имя которого стало визитной карточкой Башкирского театра. И нет в мире другого танцора, оказавшего такое влияние на историю и развитие балета. Это сегодня он мировая знаменитость, в его честь назван международный фестиваль балетного искусства, а в родном Башкирском театре ему посвящён музей на втором этаже. 


Гениальный танцовщик XX века родился в поезде, детство провёл в Уфе.  И вот однажды мама привела его на балет «Журавлиная песня» с Насретдиновой и Сафиуллиным. Это не было случайностью - именно там он решил связать жизнь с танцем. Кружок народного танца в местном Дворце пионеров,  Ленинградское хореографическое училище, Мариинский театр. 


Неординарного, одарённого юношу всюду принимали с распростёртыми объятиями. И всюду он привносил частичку мастерства,  новизны. Его харизматичное, страстное исполнение пленяло любителей балетного жанра, поклонников было без числа.


В 1961  артист гастролировал с труппой в Париже и отказался возвращаться в СССР. А потом Королевский Лондонский балет сделал его мировой знаменитостью. Английская балерина Марго Фонтейн на протяжении 15 лет составляла ему пару. За эти годы Нуриев внёс кардинальные изменения в пассивную роль танцора в классическом балете, популярность его была огромна. «В каждом, кто будет танцевать на сцене, будет жить частичка меня…»


   

Ещё одна яркая фигура в истории театра – Фёдор Иванович Шаляпин. 17-летним парнем, по приезде в Уфу, Шаляпин вступает в хор опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского. Волею судьбы ему посчастливилось спеть сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька» во время болезни артиста. 


Обнаружив незаурядные способности у юноши, ему все чаще стали предоставлять сольные оперные партии. Но вскоре странствующая труппа малороссов Г. И. Деркача увлекла Шаляпина с собой, так началось его восхождение на пьедестал славы.


НАШИ ДНИ. ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ.

Башкирский оперный театр широко известен и в России, и за рубежом. Залог успеха любого театра – это бережное отношение к традициям, заложенным предыдущими поколениями, наличие талантливых людей, объединённых общей идеей.  Всё это в Башкирском театре оперы и балета есть. Артисты БГТОиБ – лауреаты, дипломанты республиканских, российских и международных конкурсов, обладатели государственных и республиканских премий. В театре, по-прежнему, ставятся лучшие образцы зарубежной и отечественной классики, в сценическом воплощении которых постановщикам и исполнителям удаётся достичь подлинного мастерства. Немудрено, что у театра много наград, но особенно важное событие случилось в 2010 году  -   театр получил статус Национального достояния России.


А в 2014 году в вековую историю Аксаковского дома вписано ещё одно событие, которого ждали как артисты, так и ценители оперы и балета. Театр пережил капитальный ремонт, и после двухлетних скитаний труппа вернулась на родную сцену. 


Рассказывает народная артистка России Леонора Куватова, возглавляющая ныне башкирский балет: «Самое главное, удалось сохранить труппу. Позади два невероятно сложных года, бесконечные выездные спектакли, два раза по Европе, а остальное время — по городам республики: Белебей, Стерлитамак, Салават, где зрители не избалованы классикой и смотрят наши выступления со слезами на глазах. Для труппы это непросто: приехать — с декорациями и костюмами, станцевать и глубокой ночью вернуться в Уфу. Теперь у нас чисто и красиво: новые удобные кресла, современный свет, новый алый занавес, просторные гримёрки с душевыми».


Да, на первый взгляд изменений немного: та же знаменитая лестница, изящные светильники, разве что цвет стен в фойе поменялся. Кроме главной люстры все остальные сменили...




29 декабря праздничным концертом «Новый год с оперой» состоялось официальное открытие Большого зала Башкирского театра оперы и балета. В концерте приняли участие все творческие коллективы театра - оркестр, балетная и оперная труппы. Настоящим подарком стало выступление великолепной пары звёзд мировой оперы - Барбары Фриттоли и Ильдара Абдразакова.




Художественный руководитель Валерий Платонов:

- Поздравляю родной театр с открытием  не только обновлённой сцены, но и с открытием новой страницы в жизни всего коллектива! Убеждён, что у театра огромный потенциал, который будет реализован в полной мере, поскольку теперь технические возможности соответствуют нашим творческим замыслам.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Главный дирижёр Артём Макаров:

- Ремонт или реконструкция - это всегда испытание для любого театра. И то, что оно подошло к концу, - большое счастье для тех, кто работает в театре. Теперь мы можем работать на основной сцене и радовать публику полноценными, яркими и интересными спектаклями.


МЕХАНИКА СЦЕНЫ

Действительно, самая масштабная и самая сложная работа касалась реконструкции сцены. Теперь здесь установлены 20 подъёмно-опускных площадок, кассетный подъёмно-опускной сейф для складирования декораций, подъёмно-опускная оркестровая яма.


Замятин Роман (Руководитель отдела механического оборудования):

- Основа комплекса - подъёмно-опускные площадки. Перемещаясь со скоростью 6 метров в минуту и с точностью до 1 мм, они трансформируют пространство, меняют ландшафт сцены в соответствии с потребностями конкретной постановки. Возможность распределения сценического действия в нескольких плоскостях особенно востребована в оперных спектаклях.  

Реализованный нами проект уникален. Во-первых, количеством площадок.  Например, в Самарском театре оперы и балета их пять. Во-вторых, их конструктивным решением. Устойчивость конструкции обеспечивает сложный ножничный механизм, благодаря которому каждая площадка может перемещаться индивидуально. И, в-третьих, смонтировано свыше 200 тонн сложного механического оборудования.


По заданным проектом параметрам нами в содружестве с французской компанией Serapid и фирмой "Система" были изготовлены необходимые узлы и механизмы, благодаря которым смена декораций происходит в полной тишине, что является важнейшим условием для оперных постановок.


Управление комплексом машинерии как верхней, так и нижней осуществляется с централизованного программируемого пульта.


СВЕТ

Реконструкции подверглась и диммерная станция, отвечающая за электропитание постановочного освещения. Теперь здесь установлены диммерные шкафы ETC Sensor3 на основе силовых модулей серии ThruPower. Силовые каналы в модуле обеспечивают как регулируемые, так и нерегулируемые включения.

Среди прочих отличительных особенностей светового оборудования — световая консоль ETC Eos Titanium, прожекторы следящего света  Robert Juliat (Франция).


Быков Николай (отдел комплексных проектов, световое направление):

- Для управления питанием приборов и интерьерным светом в зале используется система ETC Paradigm (США), имеющая пункты управления, размещённые в зале и на сцене.


В ходе реконструкции светового оборудования удалось решить проблему с выносным освещением, которая существует практически во всех оперных театрах из-за архитектурных особенностей, из-за многоярусности балконов. За счёт удачного проектного решения выносное освещение смонтировано  под балконами на специализированных крепежах.


Дополнительно стала освещаться оркестровая яма, а для освещения авансцены изготовили 16 специальных кронштейнов для световых приборов, которые могут выдвигаться под нужным углом.

Парк прожекторов театра укомплектован самыми современными на сегодняшний день светодиодными прожекторами. 

ЗВУК

Звуковое оснащение – ещё одна гордость театра. Изначально оперные театры не предполагали использование систем звукоусиления, спектакли играли в естественной акустике, а залы строили с учётом проведения таких мероприятий. Сегодня время диктует новые требования, зал должен быть более универсальным, помимо классических постановок и спектаклей в сопровождении оркестра, он должен принимать любое мероприятие от конференции до эстрадного концерта. Акустический дизайн системы озвучивания зала разработан совместно с производителем оборудования – компанией Meyer Sound. 


Бызов Сергей (инсталляционный отдел компании Имлайт):


- Основной сложностью при реализации данного проекта стала интеграция системы концертного звукоусиления в акустику существующего зала, которую необходимо было сохранить для проведения классических постановок. На основании компьютерных расчётов был определен тип и места размещения громкоговорителей. Также расчёт выявил необходимость использования дополнительных громкоговорителей для озвучивания лож и подбалконного пространства, что позволило добиться большей равномерности в озвучивании.


Хорошим решением стала цифровая система микширования Innovason Eclipse GT, позволяющая, помимо основных функций пульта, производить одновременную запись и воспроизведение 64 аудиоканалов, оперативно работать со сценами и партитурами, что выводит на новый технический уровень работу звукорежиссёра театра. Помимо звукоусиления в театре обновились системы видеопроекции, технологического видео и служебной связи.



ПОДВОДИМ ИТОГИ


В рамках этого повествования мы не можем  точно и подробно описать все работы, проделанные в ходе реконструкции Башкирского театра оперы и балета. Сделано было немало, а уровень произведённых изменений в техническом оснащении театра позволяет нам испытывать заслуженное чувство  гордости.


После масштабной реконструкции главный храм искусства республики Башкортостан получил зал с отличной акустикой и современным профессиональным  оборудованием. Эта высокотехнологичная  VIP-площадка готова к проведению мероприятий любого формата и уровня, в том числе и международных  форумов  ШОС и БРИКС.


Фотографии: Олег Меньков, Андрей Стасюк




Назад в раздел

© 2001–2016 Компания «Имлайт»
Тел. в Москве: +7 (495) 748–30–32
Тел. в Кирове: +7 (8332) 340–344
Контактная информация