Профессиональное световое,
звуковое и сценическое оборудование

Опера оpen-air: инструкция к применению

26.09.2014
Архитектура театральна: она создаёт атмосферу, оформляет пространство, окружая нас сложносочинённым союзом образов-символов. Сама - декорация, но без театрального «как будто» - она и есть подлинный фон жизни, которая вся - театр. 
…Соборная площадь Астраханского Кремля. Полдень. Десант паломников мирно следует за экскурсоводом: Пречистенские ворота красавицы-колокольни, Успенский собор, Лобное место… У Троицкого монастыря появляется свита губернатора с важным гостем, снуют суетливые фотографы… По центральной лестнице взбегает парень в джинсах с двумя бутафорскими щитами. На верхней площадке паяют натянутое на железную оправу зеркальное солнце… У каждого – своя пьеса. 
Вечером здесь будет праздник: опера «Князь Игорь» в постановке Астраханского театра Оперы и Балета. Вслед за премьерой «Бориса Годунова», состоявшейся в октябре 2012 года, творческий подвиг повторяется вновь. 

Успенский собор Астраханского кремля

Валерий Воронин, музыкальный руководитель и дирижёр
Валерий Воронин, музыкальный руководитель и дирижёр 
Постановка «Бориса Годунова» вызвала массу положительных откликов и у зрителей, и у критиков, мы были рады многочисленным отзывам молодёжи, людей, далёких от театра - все они были в восторге, были удивлены, что, оказывается, опера - это очень интересно, в Москве за эту постановку мы получили награду Союза театральных деятелей России «Грани театра масс» в номинации «Лучший спектакль на открытом воздухе», и мне часто задавали вопрос: а будет ли продолжение? 

Безусловно, такие проекты популяризируют и оперу в целом, и наш театр в частности, и мы заинтересованы в том, чтобы привлечь людей и сказать, что без театра не может развиваться общество – как и без культуры, без искусства – прогресса быть не может. 

Приступая к работе над «Князем Игорем», я уже знал, какое это большое и серьёзное дело, с какими проблемами мы можем столкнуться. Тысяча вопросов только административных: организовать зрительскую зону, позаботиться о том, чтобы в городе до полуночи ходил транспорт, потому что спектакль заканчивается поздно, найти прокатную компанию, которая не подведёт и доставит оборудование в срок, подключить к мероприятию службы безопасности, охраны, пожарников, скорую помощь.

Успех – слагаемое непостоянное, он быстро приходит и уходит. Да, «Борисом Годуновым» мы задали высокую планку, и сложность второй постановки была в том, что этот спектакль должен быть – и для нас, и для зрителей – не только не хуже, чем предыдущий, а хотя бы на единицу, но лучше. 

В этом году мы поменяли технических партнёров, заключив договор с компанией «Имлайт», райдер был составлен и утверждён задолго до мероприятия: парк оборудования по сравнению с «Годуновым» по мощности увеличился со 130 до 300 кВт. На этот раз у нас будет два премьерных дня, число посадочных мест вырастет с 1200 до 2000. Два года назад на Соборной площади у нас не было полноценных репетиций из-за проблем с электричеством – не выдерживал дизель-генератор. В этот раз мы позволили себе несколько прогонов до генеральной репетиции.   


техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

В финансах нас очень сильно поддержал губернатор Александр Александрович Жилкин. Окончательное решение было принято в декабре 2013 года, когда он сказал: всё, делаем! Генеральным партнёром выступила компания «Лукойл». Название для постановки мы утвердили в январе 2014 года, и началась работа, но, учитывая плотный репертуарный план театра, самое активное время подготовки мы сдвинули на период с мая по сентябрь. 

Несмотря на то, что спектакли под открытым небом - недешёвое удовольствие, такие постановки должны быть. Во-первых, мы охватываем очень большое количество зрителей: четыре тысячи на площади, плюс трансляция на большом экране в театральном парке, плюс интернет и прямой эфир на канале «Астрахань-24» - аудитория по сравнению с «Борисом Годуновым» расширится в несколько раз. Я считаю, что подобные проекты необходимы, и нужно прививать любовь к классической музыке современному поколению. Несмотря на то, что сейчас так развит интернет, мы можем предложить отличную альтернативу ему - живое исполнение: это совсем другая энергетика, другое качество общения, другие эмоции. Главное, что у нас есть команда людей, которые хотят не просто «работать на проекте», как это сейчас модно говорить, а действительно стремятся свои знания, свою душу вложить в спектакль, и это касается всех - артистов, художников, бутафоров, авторов спектакля, постановочной группы, технических партнёров – всех. И для нас это очень важно. 

В апреле 2015 года мы планируем перенести постановку «Князя Игоря» на сцену театра и приурочить премьеру ко Дню Победы. 

Константин Балакин, режиссёр-постановщик
Константин Балакин, режиссёр-постановщик 
Режиссура постановок оpen-air, как правило, продиктована местом проведения спектакля: есть определённая ландшафтная география, которую надо обыграть или изменить, привнести в неё органические элементы – или наоборот: бывает, что постановщики специально ломают эстетику места действия. 
Мы не стали нарушать ландшафта, который предложен уникальным архитектурным ансамблем Астраханского Кремля: Успенский собор, Лобное место, соединяющая их лестница - только прибавили к нему помост для балета. Это, на мой взгляд, достаточно деликатное дополнение как бы дублирует сценический эффект затмения солнца: как солнечный диск закрывается лунным, так у нас в Лобное место врезается станок половецкого стана. Как и два года назад, мы принципиально отказались от сооружения крыши, каких-то дополнительных устройств, обеспечивающих удобство для постановочной группы, но лишающих зрителя целостного восприятия спектакля. 

В постановках на открытом воздухе есть определённый риск погодных условий, и это настоящий экстрим. Наш «Борис Годунов» был окроплён дождём, а в день премьеры «Князя Игоря» подул сильный ветер, который стал своеобразным динамическим элементом спектакля. Но при этом в оpen-air есть и свои плюсы. В видеокартину «Звёздное небо», транслируемую на фасад собора, я хотел включить месяц, но вспомнил, что у нас будет настоящая луна. Мы стали узнавать, какая будет лунная фаза, оказалось, что луна будет большой, и это было особенно эффектно в ночных сценах спектакля… 

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

Другая сложность – организация пространства за «сценой». В театре всё проще: есть кулисы, есть выработанная структура гримёрок, а здесь нам пришлось самим всё это организовывать на месте – это при том, что существует масса нюансов. Например, в Соборе попасть сверху вниз и снизу вверх можно либо по парадной лестнице (на которой идёт спектакль), либо по заалтарной, где ходить могут только мужчины. Поэтому в спектакле всё продумано так, чтобы женщины там не перемещались. Когда шло моё согласование с епархией, настоятель собора отец Дионисий обо всём подробно меня спрашивал, мы продумывали каждую деталь, чтобы не нарушить традиций сакрального места. 

Оперный спектакль open-air – это сложнейший формат, который требует серьёзной технической подготовки. И епархия, и администрация Кремля, и городские власти пошли нам навстречу, дали возможность организовать репетиционный коридор на территории архитектурного комплекса. Цикл репетиций мы провели ещё до установки оборудования – под рояль, потом с оркестром, две ночи составляли световую партитуру, у звукооператоров было время отстроить баланс оркестра, хора и солистов, а накануне премьеры у нас была полноценная генеральная репетиция. 

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт
техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

Когда такая большая площадка, очень сложно всё скоординировать между собой. На этом спектакле у меня работают четыре помощника, ассистент по пластике, два балетных помрежа, и у каждого свой размеченный клавир. А ещё клавиры с повестками на свет, звук, видео. 

Если измерить расстояние от станка у консистории через Лобное место, центральную лестницу к нижнему гульбищу и северному фасаду собора, то ширина площадки получается больше восьмидесяти метров – практически стадион! Спасибо Александру Селезнёву (руководитель монтажной бригады компании «Имлайт»- ред.), что он заблаговременно прислал нам модель несущей конструкции, на которой планировалось расположить оборудование, и были выбраны определённые элеваторы – именно такие, какие были нужны – чтобы не перекрывать театральное действо. 

Александр Селезнёв - руководитель монтажной бригады компании ИмлайтИгорь Сырцев - техник компании Имлайт (слева)

Команда «Имлайта» вообще вызывает у меня чувство гордости, я рад, что есть такие профессионалы, которые очень хорошо знают своё дело. За ту неделю, когда ребята занимались монтажом, и затем, во время репетиций, я увидел не просто выполнение работы, а увлечённость: им было интересно, важно понять то, для чего они всё это делают, как это будет работать в структуре самого действа. Я хочу всячески избежать слов «массовое зрелище», «шоу», потому что у нас действительно получился оперный спектакль под открытым небом. Не концерт, не шоу – а именно спектакль, очень большой, сложный комплекс, и в этом отношении ребята из «Имлайта» всё сделали отлично – я просто любовался, как работают люди. Это молодые специалисты очень высокого класса. техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

На северный и западный фасады Успенского собора в течение всего спектакля мы транслировали видеоизображение, впервые в России используя 3D мэппинг в таком объёме. Помимо того, что это очень дорогостоящие и сложные технологии, трудность была в том, чтобы найти специалиста, который бы понял задачи художника и режиссёра и воплотил их в своей работе. Видеоконтент для нашей постановки выполнял Сергей Некозырев с командой «Just fancy». Тандем получился очень удачный: буквально с первой встречи мы нашли понимание, и видеоряд в целом сразу создавался такой, какой был нужен. 

Нам, конечно, вообще очень повезло с техническими партнёрами - людьми понимающими, чего театр хочет, и делающими для этого всё возможное. То есть действительно возник всеохватный комплекс – всё срослось ещё на стадии подготовки, и это счастье для всех – и для постановщиков, и, в конечном итоге, для зрителей. Дело, которое мы делаем – настолько общее, что здесь одно вынешь – всё разрушится. И очень приятно, что сошлись разные команды, каждая из которых оказалась и профессиональна, и надёжна. 

Конечно, мы хотели удивить зрителя, но не на том уровне, когда технические средства носят характер «фишки»: «о, как это круто, как это дорого стоит!» Нам было очень важно, чтобы техника служила художественному замыслу, а не существовала сама по себе. 

Видеопроекция на стенах храмаВидеопроекция на стенах храма
Видеопроекция на стенах храмаВидеопроекция на стенах храма

Видеопроекция на стенах храма: 12 мощных проекторов по 16000 люменов проецировали изображение на северную и западную стороны Успенского собора (каждая площадью 900 кв.м.) Сначала ты робеешь перед этим хулиганством, но уже в следующую минуту поражаешься точности режиссёрского решения. Метафора действует безотказно: живые свидетели эпохи, каменные стражи истории, намоленные, волшебной силы, чудодейственные стены собора показывают – как в русских сказках яблочко по блюдечку – каких времён были свидетелями, какие войны пережили, как разрушались, разорялись и возрождались вновь. Всё это пронзительно резонирует с твоей генетической памятью: сцена обрушения собора под колокольный набат – высокая трагическая нота спектакля. 

…В самом начале оперы фасад собора под лучами прожекторов превращается в средневековую мозаику, настраивая нас на рассказ о давно минувших днях. Когда на нижнем гульбище идёт попойка у князя Галицкого, видео транслирует параллельное действие: битву Игоря с половцами, белые стены закрывают огромные чёрные крылья воронья, слетевшегося к убитым на поле… В сцене половецких плясок весь собор – это звёздное небо… Картины мирных деревень на видео напрямую перекликались с элементами декораций – бутафорских домиков и церквей – вначале целых, а затем разрушенных войной… Выводя фигуры Игоря и Ярославны во всю высоту фасада собора, режиссёр делал их величественными буквально. Это ключевые образы оперы: родина-мать и герой-витязь… Река, транслировавшаяся в финальных сценах, была и местом события (недалеко от Кремля течёт Волга), и отсылала к вечным образам реки-жизни, бескрайности русских просторов, глубине русской души. Из эффектного технического ноу-хау – талантом художников-постановщиков - видеопроекция превратилась в участника постановки, стала высокохудожественным элементом ткани спектакля. 

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

Главный визуальный акцент был сделан на видеоматериал, и задачей света было поддержать его. Согласно райдеру, на площадке работали 116 динамических приборов Clay Paky и DTS и 60 прожекторов PAR 64. Основа светового оборудования располагалась на подвесной ферме (конструкция 18x9м производства «Имлайт»). Поворотные головы также были размещены на верхнем и нижнем гульбище, за балетным станком и по периметру площадки Лобного места. 

Световая партитура составляется ночью, поэтому постановочная группа дважды встречала рассвет на площадке: финальные поклоны высветили только ко второй заре. На такой огромной площадке освещение сцен стало очень трудоёмким процессом. По традиции театра, каждая программа в световой партитуре имела своё название.  

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт
техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

В «Битве» красно-белые лучи давали необходимую резкость и жёсткость. На видео в это время транслировалась битва русских с половцами, а на нижнем гульбище шла попойка у князя Галицкого: первые пали смертью храбрых, вторые - мертвецки пьяными.

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт
техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт
 
Поворотные головы на верхней площадке Лобного места высвечивали Солнце - образ, символизирующий Русь (как звёздная ночь с Луной была характеристикой Востока). Зеркальная поверхность огромного круга отражала направленный на неё мощный свет. В час дурного предзнаменования, предшествовавшего походу Игоря, половцы перекрывали небесное светило тёмной тканью. Отражавшиеся в зеркале ползущие по поверхности Солнца половцы эффект производили вполне сюрреалистический… 

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт
Ярославна - Елена РазгуляеваПриходят бояре к Ярославне с вестью о поражении Игорева войска – и острые лучи веером расходятся от собора, прорезают тонкими саблями небо. Пронзительный и холодный белый передаёт внутренне ощущение героев – чувство опасности, тревоги, страха: враг совсем близко. 

В половецком стане лучи уже крутятся в цвете, и придают настроение, создают эффект праздника: хан показывает, на что он способен, какая красота и богатство окружают его. Половецкие пляски – один из самых колоритных моментов спектакля, здесь много игры света: это разноцветный, ядовито-яркий Восток. Сиренево-сине-красные лучи освещают восточный танец – страстный, темпераментный. Тем неподвижнее на этом фоне выглядит монолитная фигура Игоря, замершего в тоске по родине: его мысли и сердце далеко отсюда. 

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт
техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

Образ Ярославны, выходящей с покровом, относил постановщиков к образу девы покровительницы, Богоматери, поэтому её световая картина («Мать») – это тёплый оранжево-жёлтый цвет, струящийся по ступеням лестницы. Знаменитая ария Игоря «О, дайте, дайте мне свободу» исполнялась в холодном синем (световая программа «Пленник»). 

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

На верхнем гульбище, на площадке лестницы и в половецком стане работали дым-машины, подчёркивая атмосферу событий, окутанных дымкой истории. В сцене сожжения собора дым усиливал буквальность происходящего: казалось, действительно начался пожар. В половецком стане дым валил из пасти конской головы, венчавшей шатёр хана. Конь превращался в существо мифическое: курной дурман, опиум восточного зелья обволакивал всё кругом: восток – дело опасное!.. 

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт
техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

В первый премьерный день ветер хулиганил, а во второй, по словам художника по свету Ирины Вторниковой, «дул хорошо», и дым получился «очень художественный», «как и было задумано». 

Ирина Вторникова - художник по светуПавел Омельченко - звукорежиссёр
Звукорежиссёром постановки вновь был приглашён Павел Омельченко (Ростовский государственный музыкальный театр), которой уже работал здесь над «Борисом Годуновым».По его словам, площадка Астраханского кремля с точки зрения озвучивания не представляет особых трудностей: «здесь минимальное влияние отражений, негативных факторов, стен, неудобных куполов - открытое пространство, нет явной задней стенки».  

За звук отвечал специалист компании «Имлайт» Игорь Грибанов.
От компании "Имлайт" за звук отвечал Игорь Грибанов. 

Так как храм действующий, саундчек начинался в 10 часов – после того, как закончится утренняя служба. 

Согласно райдеру, основу звукового комплекта составило оборудование Meyer Sound, работали два пульта - Innovason и Yamaha CL–5, парк микрофонов Sennheiser, Beyerdynamic, Shure – в сумме более ста каналов. На главный пульт Yamaha CR–5 были собраны гарнитуры солистов и хора, а Innovason отвечал за озвучивание музыкантов. 
Для того, чтобы оптимально расположить оркестр на площадке, форма рассадки музыкантов была выбрана не классическая, а в линию: сразу за первыми и вторыми скрипками – виолончели и контрабасы. В данном случае задачей звукорежиссёра было правильно озвучить оказавшиеся рядом мощные по звучанию литавры и тихую арфу. Ввиду особых погодных условий на всех микрофонах стояла ветрозащита. 

В связи с тем, что сценическая площадка по местам действия достаточно разбросана, мониторная система была размещена по нескольким точкам: на Лобном месте, на центральной лестнице, на нижнем гульбище. Сложность состояла также в том, чтобы поставить мониторы, не нарушая визуальную картину. В результате у половецкого стана мониторы были спрятаны за кустами, а в центре один линейный массив придумали подвесить на ферму, а другой положили к подножию лестницы, сразу за оркестром. 

Ярким и драматургически оправданным элементом спектакля стали звуковые заставки между действиями. В них звучали шаги уходящего войска, грохот битвы, шум полыхающего пожарища, пение стрижей над бескрайними просторами Руси. Перекликаясь с видеокартинами, они органично вплелись в ткань всего действия. 

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт
техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайттехническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт

Константин Балакин 
Опера вообще жанр зрелищный, а тем более русская опера с историческим сюжетом - это всегда производит большое впечатление. Историческая тема «Князя Игоря», древняя Русь и Астраханский Кремль, ведущий летопись с середины XVI века - тут всё начинает срастаться. Это место, веками намоленное, уже само по себе обязывает – исполнителей, постановщиков, зрителей. Ежегодно через ворота Кремля проходят около 700 тысяч человек – вторая Астрахань. Успенскому собору – триста лет, и до него на этом месте тоже стоял собор. Когда начинаешь всё это осознавать – возникает особый трепет: ты понимаешь, что тут нельзя сделать никаких промашек – ни с точки зрения эстетики, ни с точки зрения режиссёрских решений - всё должно быть соблюдено. Поэтому у меня перед генеральной репетицией был призыв ко всем актёрам: не старайтесь быть главными, потому что главный здесь – Успенский собор. Под таким зданием, которое несёт такую информацию, не может быть ничего выпячено напоказ - ни актёрской игры, ни режиссёрских ходов. Должна быть органика всего, что зритель слышит и видит. И как ошеломляет весь этот архитектурный ансамбль - точно такое же ощущение ошеломления должен вызывать спектакль, усиливая необыкновенную ауру этого места, подчёркивая его силу. 

техническое обеспечение оперы Князь Игорь компанией Имлайт
Валерий Воронин 
Выбирая название для постановки, мы руководствовались несколькими принципами. Во-первых, опера должна быть русской – потому что это Россия, русский Кремль. Во-вторых, здесь, в Астрахани, проходит граница России с Азией, сравнительно недалеко степи, где жили половцы. В-третьих, «Князь Игорь» – это возможность показать не только театр оперный, но и театр балетный – благодаря известным Половецким пляскам. Ну и, конечно, музыка, которую знают все: с помощью таких «хитов» классической музыки мы популяризируем оперу в целом. 

И, наверное, главное – почему «Князь Игорь». Моё интуитивное ощущение подсказывало, что сейчас надо остановиться именно на этой опере. Я не хочу говорить громких слов о гражданской позиции, гражданском пафосе, но мне кажется, что опера Бородина - это тот материал, который на сегодняшний день очень актуален. Это реальные события нашего прошлого, а где, как не в истории, искать ответы на волнующие нас вопросы? Сегодня в такое нестабильное и неспокойное время мы ищем объединяющую идею – и никак не можем найти. А, может быть, обратиться к истории, к классике - и поискать там?.. 

В своём произведении Бородин ни в коем случае не принижает достоинства половцев. Композитор с большим пиитетом относился к музыке и музыкальной характеристике своих героев: да, они по-восточному хитры, но также и великодушны. Всё это опять же возвращает нас к вопросам последнего времени: сейчас обострилось много проблем националистического характера, и, на мой взгляд, искусство, опера – могут стать объединяющей идеей для всех народов. В Астрахани живёт около 150 национальностей. У нас в театре работают азербайджанцы, казахи, украинцы, таджики, башкиры, калмыки, татары, русские – и ни у кого никогда никаких вопросов не было: это же абсурдно, когда можно обсуждать национальность!.. Именно это мы и пытаемся донести до зрителей. «Князь Игорь» - опера многонациональная, толерантная. 

Да, опера не дописана Бородиным, но, несмотря на разные исследования и толкования, в её замысле есть, на мой взгляд, объединяющая для всех людей сила – мысли, чувства, переживания, которые объединяют. Существуют разные концепции оперы, в своей постановке мы постарались воплотить ту, которая, на наш взгляд, соответствует замыслу автора. Формат open-air не подразумевает исполнение всей четырёхчасовой партитуры, есть определённые рамки, поэтому, работая над редакцией, мы постарались сделать так, чтобы не перегрузить зрителя (сократив оперу до двух часов), но в то же время сохранить все ключевые моменты сюжета. Есть много вариантов окончания оперы – мы повторяем пролог: возвращается князь, встречается с Ярославной, его приветствует хор. Вновь обратившись к началу, мы делаем открытый финал, ставим многоточие, потому что всё не заканчивается поражением Игоря, битва эта не последняя, и за поражением обязательно последует победа! 

техническое обеспечение оперы компанией Имлайт


материал подготовила Татьяна Демихова
фотографии: Андрей Стасюк

Количество показов: 249006
Автор:  Татьяна Демихова

Возврат к списку

 
Тел. в Москве: +7 (495) 748–30–32
Тел. в Кирове: +7 (8332) 340–344
Контактная информация