Профессиональное световое,
звуковое и сценическое оборудование

Возрождение Пензенского драматического театра - старейшего провинциального театра России

06.04.2010
комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ

Есть такая полувыдумка-полуправда (назовем ее театральной байкой) о том, как в 20-х годах прошлого века советский строитель социализма дорвался-таки до театров. Которые, к слову — и императорские, и частные — были объявлены государственной собственностью новой власти. 

Где-то началась реконструкция в связи с новым образом пролетарского искусства, где-то просто расхищение когда-то дворянской собственности, выдаваемое за реконструкцию... Но, не вдаваясь в оценку событий тех лет, просто попытаемся передать некоторые эмоции работяг из глубинки, попавших в храм Мельпомены — хрусталь люстр, зеркала в золотой оправе, мрамор лестниц, бархат кулис, паркет дорогих пород дерева, на котором по периметру... стерся и облупился лак, как будто тысячи ног прошли по этой «тропинке». 

комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ

Как ни пытались они объяснить столь странное явление, все ответы были неверными. Да и в самом деле, как было понять этим строителям социализма, что каких-то несколько лет назад по всей стране ставили Ибсена и Метерлинка, а в театр приходили заблаговременно? За час, а то и более, в театральном холле собирались зрители, выстраивались парами и гуляли по кругу, рассматривая туалеты и прически, обсуждая последние события светской жизни... 
- Я всегда завидовал театрам, где дамы меняют обувь, где долго стоят перед зеркалами в холле, где витает особый парфюм, где есть дух праздника. Не всегда это зависит только от качества спектакля, но и от культуры города в целом и от культуры здания, которая неким образом все-таки обязывает. Сейчас есть первые симптомы того, что что-то меняется в сторону праздника. И это важно, - признается Вячеслав Гунин, заслуженный артист России и Латвии, главный режиссер Пензенского областного драматического театра, театра с поистине драматической судьбой. 
Для того чтобы понять, почему и, главное, откуда именно сейчас появляется вот этот самый дух праздника, нужно обратиться к истории одного из старейших провинциальных театров России. 

ОТ АНШЛАГОВ К ТРАГЕДИИ 
Не многим театрам повезло так, как будущей Пензенской драме. Автором первого спектакля, сыгранного в 18 веке на этой сцене, стала сама императрица Екатерина II. Театру покровительствовали власти – кто знает, если бы не деятельный эстет вице-губернатор Долгорукий, был бы у Пензы повод гордиться своим драматическим театром? И если 18 век для этого театра стал временем аншлагов и даже где-то скандалов, то 19 столетие можно назвать эпохой театральной конкуренции. В прямом смысле этого слова. 

Д.Г.Левицкий.   Портрет Екатерины II    Портрет И.М.Долгорукова     Иван Мозжухин     Всеволод Мейерхольд 
комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ

В те времена, провинциальную Пензу называли «мордовскими Афинами» - ведь это был третий по количеству театров город после Петербурга и Москвы. Гостей и жителей уездного города, помимо будущей Пензенской драмы, развлекали публичные, крепостные, дворянские театры, драматические кружки и даже итальянская опера! Здесь родились и познакомились со сценой легендарные театралы Всеволод Мейерхольд и Иван Мозжухин. 

20 век, когда утихла революционная горячка, принес Пензенскому драмтеатру российскую и мировую славу – блистательные актеры, именитые столичные режиссеры, победы в театральных фестивалях, уникальные грантовые проекты... 

комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТВек 21-ый начался с трагедии – огонь практически до основания разрушил старейший в России провинциальный театр.

В новогодние праздники 2008 года артисты лишились сцены, декораций и костюмов, а через несколько месяцев и вовсе остались без стен: «Восстановлению не подлежит», - таков был вердикт городских архитекторов, вынесенный зданию постройки начала прошлого века. 


НОВАЯ КЛАССИКА ТЕАТРОСТРОЕНИЯ 
«...а вот выйдет актер на площадь, расстелет коврик и вот вам уже и театр!», - писал когда-то Немирович-Данченко. К коврику, актеру и зрителю – трем китам театрального искусства — в буквальном смысле пришлось вернуться Пензенской драме после трагедии. 
- Одна неизменная на все времена составляющая театра – это актеры, с этого все начиналось после пожара. С установкой думать только о хорошем мы привыкали к чужим сценам, - вспоминает главный режиссер театра Вячеслав Гунин. 
Конечно, сгоревшее здание, по словам Александра Фомина, директора драмтеатра, не являлось уникальным памятником архитектуры. Построенное в 1916 году, оно пережило несколько реконструкций. Получившийся, в результате, стандартный соцреализм мало отвечал всем театральным законам. Но! До пожара у звездного творческого коллектива был дом... И только через год после печальных событий ситуация начала меняться — в начале 2009-го горожане совместно с авторитетным жюри выбрали архитектурный проект, по которому предстояло построить новый театр. 

комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ

Новый проект здания театра не просто не типовой, а единственный в стране. По специальным заказам выполнено большинство элементов декора, с учетом индивидуальных особенностей здания и собственно театра работали над своим проектом и специалисты компании «ИМЛАЙТ», отвечавшие на этой грандиозной стройке за всю техническую начинку – свет, звук, механику, технику. 

- Для нас – реконструкция, а вернее сказать - строительство драматического театра в Пензе, - знаковый, серьезный объект, реализованный за один год – это рекордно короткие сроки, - поясняет руководитель проекта Андрей Викторович Пушкарев, генеральный директор компании "ИМЛАЙТ". 
- Мы начали работать там, когда буквально готов был только фундамент, и вот-вот поднимались стены. Здание возводилось с нуля, поэтому специалистам пришлось реагировать на все cтроительные процессы очень быстро. Для компании - это сейчас уникальный опыт работы в таком режиме, а Пензенский драматический театр, по оценке именитых театралов, - сцена мирового уровня. 

- Конечно, театр преобразился несравнимо! – подтверждает главный режиссер. - Роскошные апартаменты для зрителя, потрясающие условия для творческого состава, невероятная техника, которая пока находится в стадии освоения. Думаю, что минимум год пройдет, прежде чем все это будет освоено нами должным образом в живом плане. 

комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ

МЕСТО ДЛЯ ФАНТАЗИИ 
Возможно, с новым зданием в судьбе Пензенского драматического театра откроется новая страница истории. Ведь воплощенная в современной технике театральная сцена позволит ставить и играть не только классический репертуар. Компании, задействованные на строительстве, не только выдержали все театральные условности, но и создали универсальную, многофункциональную площадку, полностью готовую для проведения всевозможных мероприятий, как по свету, так и звуку. 
Сейчас здесь есть, где развернуться и фантазии современного театра – артхаусные постановки, перформансы, хепенинги, инсталляции – все это возможные пути для развития Пензенской драмы. 

- Да, театр сейчас — произведение искусства, он не только по всем техническим параметрам соответствует современным требованиям, но и эмоционально радует каждого, кто приходит в этот зал. Оборудование достаточно сложное и по-настоящему театральное. 

Труппе просто нельзя показывать плохие спектакли! Планка поставлена очень высокая - строительная и технологическая, и такая же должна быть планка и творческая, но, по сути, сегодня идет восстановление театральной труппы. 
комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ
В наших ближайших планах - приглашать известных режиссеров для постановки спектаклей, организовать обучение актеров, - делится планами Виктор Огарев, глава Министерства культуры Пензенской области.
Главный режиссер Вячеслав Гунин мечтает привлечь в театр молодых зрителей и делает ставку на новые технические возможности театра, появившиеся после реконструкции. 
комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ
- Молодое поколение мыслит исключительно клипово, действо обязательно должно быть подтверждено музыкальным рядом, - поясняет Вячеслав Анатольевич. - Потеряны навык и привычка, что было свойственно нашим отцам – ходить в театр, как на праздник. Вот на сегодняшний день основная сложность - привлечь молодежь в зал. Ее категорически не хватает.комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ

Нет внутренней привычки, внутренней религии посещать подобные заведения. И начать нужно со сказки. Сказки должны ставиться дорого, качественно, ярко, если хотите, зазывно, и я мечтаю ставить сказки семейного посещения - тогда мы сможем заполнить этот вакуум. И техническое оснащение имеет немаловажное значение. 

В РЕЖИМЕ ПОНИМАНИЯ 
Действительно, современные здесь не только технологии строительства – здание возводилось из монолитных конструкций, но и технологические решения, воплощенные компанией «Имлайт» на классической театральной сцене.
 
комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТТак, театральный зал оснастили механическим оборудованием нового поколения с компьютерным управлением, системами прямых включений ADL, на сцене появился двенадцатиметровый поворотный круг с плавно изменяемой скоростью.

Сейчас театр может работать с большим количеством управляемых автоматически прожекторов – весь свет сосредоточен в руках одного человека. 
комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТСпроектирована дублирующая система дистанционного управления – светооператор может из любой точки зала и сцены направлять свет, а также современная система управления регулируемым и нерегулируемым включением.

Дополнительные возможности появились и для звукорежиссера. Благодаря нескольким точкам подключения микшера, сейчас он может работать как в звукоаппаратной, так и в самом театральном зале. 
комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТПо словам директора Пензенского областного драматического театра, зрители уже успели оценить новый театр – вся Пенза в восторге не только от внутреннего и внешнего оформления, но и от звука, света и отличной акустики и на сцене, и в зале.

- Весь процесс сейчас подчинен новым компьютерным программам: у нас есть возможность многократно менять объекты, у нас потрясающее штанкетное хозяйство (объемы механики равноценны трем средним театрам), - с восхищением описывает новую техническую начинку главный режиссер театра.

- По техническим возможностям нам, конечно, дан карт-бланш очень высокий. Многое для нас просто в новинку. Тот же свет дает фантастические возможности, чтобы пробовать-пробовать-пробовать! 

Начали эксперименты со звуком - полное ощущение присутствия. Как режиссер я могу сейчас иметь глубину сцены в качестве объекта внимания. Плюс есть возможность пользоваться видеорядом, чего раньше не бывало. Не было у нас раньше и люка провала. Думаю, что сегодня это один из лучших театров в стране. 

комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ

Много в этом проекте нестандартного оборудования, изготовленного специально для театра. В частности, герметичный противопожарный занавес перед проемом сцены, который в случае пожара в здании театра должен отделить сцену от зрительного зала. 
Еще одно нестандартное решение – светодиодные светильники, дающие динамичный интерьерный свет в холле драмтеатра, с помощью которого можно создавать исключительную картинку, меняющую цвета. Более того, грамотно и необычно выстроенный свет в холле может стать еще одним инструментом режиссера в легком комбинировании площадок театрального действа. 

комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ

- Театр – это всегда подчинение законам. Небольшие отступления – это работа светорежиссера, звукорежиссера, специфика самого спектакля, театра. Функционал технического оснащения, которым мы занимались, огромен, а видение того, как этим пользоваться зависит от самого художника, - уверен Быков Сергей, руководитель направления "Световое оборудование. Системы управления" компании «ИМЛАЙТ». 

- Творческий процесс – не только игра на сцене, но и игра со светом, механикой, звуком, но все это должно обслуживать, прежде всего, те самые классические и незыблемые театральные каноны, которыми создается чудо живого действа на сцене. 

комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ

Практически сразу после открытия реконструированного театра в гости к Вячеславу Гунину приехал его давний соратник, именитый сценограф Владимир Бойер, главный художник Театра Романа Виктюка. В творческом тандеме с ним главный режиссер Пензенского драмтеатра собирается ставить спектакль «Два веронца» - одну из ранних пьес Шекспира. 
- Я попытаюсь сделать очень яркий, как в цветовом отношении, так и по темпераменту, спектакль, как будто действие происходит на венецианском карнавале со всеми его аксессуарами. И у меня будет возможность попробовать все технологии, которые у нас сейчас есть. Нам подарили блестящий театр - его осталось только намолить нашим потом, аплодисментами и успехом.

комплексное оснащение Пензенского драмтеатра специалистами компании ИМЛАЙТ

Количество показов: 2457
Автор:  Оксана Фоминых

Возврат к списку

 
Тел. в Москве: +7 (495) 748–30–32
Тел. в Кирове: +7 (8332) 340–344
Контактная информация