Профессиональное световое,
звуковое и сценическое оборудование

Театральная Вятка

28.01.2010
Театр в Вятке строился на пожертвования горожан – как храм (из 20 тысяч рублей на постройку земство отпустило всего тысячу). Сначала здесь устраивались танцевальные вечера, балы, а также любительские спектакли. 

реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТАктивное участие в театральной жизни Вятки принимала представительница известной купеческой династии Ольга Прозорова: она играла в спектаклях, занималась режиссурой, сама организовывала вечера.

Многие любительские спектакли игрались с благотворительной целью. Репертуар театра отвечал вкусам самым разным: на ниве классической драматургии Островского, Толстого, Сухова-Кобылина пестрели названия «Разбойник Чуркин», «Генеральша Матрена», «Амур и К»...

Вскоре Вятка вошла в число антрепризных городов.

 

Художник Аркадий Рылов, детские и юношеские годы которого прошли в Вятке, в книге воспоминаний пишет: «В Вятке был театр деревянный бревенчатый в русском стиле… К театральному сезону появлялись особенные люди с бритыми лицами, в цилиндрах, в клетчатых модных брюках, с пледами, лихо перекинутыми через плечо, с тростями, украшенными серебряными набалдашниками, - актеры. Актрисы с напудренными лицами, подведенными глазами, одетые по последней моде, вызывали зависть у вятских модниц. 
Театр охотно посещался публикой. Когда же актеры не приезжали, бывали хорошие любительские спектакли. Были свои таланты, отличные декораторы и бутафоры. На усиленные вызовы обыкновенно режиссер выводил за руку скромного человека в валенках, искусного декоратора… 
Правда, было много и курьезов… Забавно было изображение волнующегося моря: под зеленым пологом, разостланным на сцене, скрывался взвод солдат, которые, сидя на корточках в шахматном порядке, то сгибались, то поднимались. Часто в прорехи высовывались красные лица, чтобы глотнуть воздух и снова погрузиться в пучину». 

ТЕАТР-ТЕРЕМ 

реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТВ неспешную провинциальную жизнь Вятки адреналина добавляли гастроли столичных артистов. В конце 1901 года в Вятку приехал знаменитый русский трагический актер Мамонт Дальский, служивший в то время на императорской сцене.

Спектакли Дальского, по выражению местной прессы, «подняли на ноги весь город» - отзывы о его Гамлете, Отелло, Чацком ежедневно печатались в местных газетах. 
реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТПобывал в Вятке и весь классический оперный репертуар в исполнении столичных театров: «Отелло», «Гамлет», «Евгений Онегин», «Русалка», «Демон». 

На сцене Вятского театра танцевала знаменитая балерина Екатерина Гельцер, блистал великий русский артист Владимир Давыдов.

В сезоне 1909-1910 года здесь играл Виктор Мариусович Петипа – сын знаменитого русского балетмейстера. Летом на отдых в родные места часто приезжал артист московского Малого театра Николай Падарин, вместе с женой он также принимал участие в благотворительных спектаклях.

На гастроли заезжих артистов вятский театр отвечал достойно: «Иудушку Головлева» по Салтыкову-Щедрину в местной прессе назвали «весьма смелой и талантливой постановкой, на которую нужно отважиться», а «Братья Карамазовы» (спектакль по избранным страницам романа шел в два вечера), по мнению театральной критики, могли бы сделать честь любой столичной сцене.

На вятской сцене крестился в профессии режиссера постановкой «Дяди Вани» знаменитый Константин Марджанов.


Сразу после выхода спектакля режиссеру Марджанову и его жене, актрисе Живокини, напророчили большое будущее.

С приходом советской власти изменился репертуар театра, идейно-патриотическая тематика стала главной.

По-прежнему ставили обличителя темного царства Островского, буревестника новой жизни Горького, но новый политический строй требовал от театра воспевания времени настоящего.

Образы В.И. Ленина, С.М. Кирова (его имя было присвоено театру) из жизни шагнули на сцену. 
реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТ

Идеология зачастую нивелировала художественно-эстетическое содержание пьес, и в этом тоже была примета времени. Пять раз на сцене Кировской драмы ставили «Разлом» Бориса Лавренева. Пять раз - каждый раз по-новому – был распахан текст пьесы. Историю о героических днях революции трактовали и как философские раздумья о человеке и его долге перед собой и перед обществом, и как приговор всему старому, отжившему, и как гимн новому времени. В последней, пятой, постановке режиссера Виталия Ланского в спектакле зазвучали стихи Маяковского. 

реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТ

На премьере в зале наверняка нашлись несколько старожилов-театралов, которые в антракте рассказывали, что были времена, и здесь на сцене эти стихи читал сам автор (поэт приезжал в Вятку в феврале 1928 года). Искусство становится достоянием общественным – театр выходит в народ. 

В 1920 году в Международный юношеский день на центральной площади города было устроено грандиозное массовое народное зрелище. В жертву толпе был принесен спектакль по древнегреческой трагедии «Царь Эдип». 

НОВОСЕЛЬЕ 

В 1935 году было решено построить новое здание театра - это было сделано в рекордный срок по проекту московских архитекторов И.Г. Бурова и А.Н. Федорова. Новоселье справили 4 ноября 1939 спектаклем «Любовь Яровая». Деревянное «кружевное» здание театра - своей дощатой сценой, как шершавой ладонью, поддержавшее первые шаги театрального искусства на Вятке - было снесено… 

реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТ

БДТ в Кирове

В 1941 году в стенах Кировского театра драмы разместился эвакуированный из Ленинграда БДТ. Актеры БДТ играли спектакли, давали концерты, устраивали литературные вечера, выступали в госпиталях, дважды выезжали на фронт, много общались со своими коллегами (коллектив Кировского драмтеатра на это время переехал работать в город Слободской). На кировской сцене шли «Слуга двух господ», «Русские люди», «Вишневый сад», «Фельдмаршал Кутузов», «Фронт»... 

Руководители театра Лев Рудник и Леонид Малюгин писали, что не ожидали встретить в небольшом городе такого понимающего и требовательного зрителя. За период эвакуации БДТ на сцене кировского драматического театра были поставлены 10 спектаклей. 

Вместе с актерами в Киров были эвакуированы ленинградские писатели.    

реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТ
Анатолий Мариенгоф издал здесь в 1942 году две книги стихов: «Поэмы войны» и «Пять баллад». Евгений Шварц написал на вятской земле пьесы «Одна ночь» - о жителях блокадного Ленинграда и «Далекий край» - о жизни эвакуированных детей, а также продолжил работу над своим знаменитым «Драконом». В своем дневнике писатель вспоминал: «В то время страшная кировская зима с ее нелюдимой, дымной красотой кончилась. Мы жили на огромной улице Карла Маркса, кажется, 51-а, в длинном деревянном двухэтажном театральном доме, во дворе. Выйдя из ворот, я видел направо, на верхушке холма, роскошное не по городу, белое здание театра…» 
По отправлении БДТ обратно в Ленинград, когда из Слободского вернулась кировская труппа, Шварц согласился работать в театре завлитом и проработал в этой должности с февраля по июль 1943 года.

Был эвакуирован в Вятку и Кирилл Лавров - здесь 14-летним подростком он впервые вышел на сцену в спектакле для детей. Будущий художественный руководитель БДТ им. Товстоногова всегда тепло и с любовью вспоминал это тяжелое военное время. 

В музее театра хранится письмо Кирилла Юрьевича, адресованное кировским коллегам: «Для Большого Драматического Театра им. Г.А.Товстоногова. г. Киров не просто город, для БДТ вы не просто коллеги, члены профессионального братства, которому мы храним безоговорочную верность. Ваши отцы и деды приютили нас в годы военного лихолетья, и за это мы бесконечно благодарны им».
реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТ


ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ

В послевоенные годы гастрольный пасьянс для Кировского театра драмы снова сложился очень удачно. На афишах театра значились имена Утесова, Руслановой, Орловой, Симонова, Ойстраха, Лепешинской... Известность – не суть. Имена вышеназванных артистов бесспорны, но и в самом драматическом театре работал очень сильный актерский и режиссерский ансамбль. 

реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТ

Актеры старшего поколения называют имена Виталия Ланского, Владимира Портного, Рима Аюпова, Марины Меримсон, Давида Меримсона, Аркадия Мальцева, Юрия Тарасова… Каждое имя – легенда, свое слово, неповторимый штрих. Узор актерского ансамбля был глубок, тонок, изящен. С музейных фотографий на нас смотрят актеры, режиссеры, актрисы театра драмы того времени – это другие лица, открывающие другой мир. Мир искусства. Мир бесконечности. 

Народная артистка России Галина Малышева: – Мне повезло: когда я пришла работать в театр, я застала очень сильную талантливую труппу. Невероятно вживался в каждый образ Рим Аюпов, играть с ним всегда было интересно, я училась у него, как надо работать над ролью. Уважительное отношение к «старикам», трепетное ожидание подсказки, совета, одобрения или критики – неважно, главное – внимания к своей работе – сейчас это, к сожалению, уходит из театра. Уходит связь поколений… 

«ИВУШКА НЕПЛАКУЧАЯ» 

реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТНастоящей визитной карточкой Кировского областного драматического театра имени С.М.Кирова стал спектакль по роману Михаила Алексеева «Ивушка неплакучая».

Постановщик, главный режиссер театра, ученик М.О.Кнебель Евгений Степанцев рискнул на творческий эксперимент: спектакль шел в двух частях - два вечера. В 1977 году вышла первая часть «Ивушки», а через год, в1978 году – вторая.

Популярность романа обеспечила ему сценическую притягательность - около 20 театров России ставили «Ивушку», но лучшей Алексеев считал именно кировскую постановку. 
Любовь, патриотизм, мужество, сила духа – все лучшие человеческие качества, востребованные суровым военным временем, были выдернуты из повествовательной ткани мирной жизни – о героях тыла, русских женщинах, об их нелегкой личной судьбе рассказывала «Ивушка неплакучая». 
Режиссер и актеры работали самоотверженно и вдохновенно. Спектакль наливался жизнью. У истории про Феню Угрюмову из села Завидово оказалась счастливая судьба – эта работа Кировского театра драмы была удостоена Государственной премии РСФСР имени Станиславского. 

Народная артистка России Галина Малышева: 
– В «Ивушке неплакучей» я играла одну из главных ролей – роль Машухи Соловьевой. Работали мы невероятно. Репетиции могли идти с 10 утра и до 10 вечера. Никаких перерывов. Я помню, как однажды я легла на станок и сказала: все, даже двигаться не могу. Да, было трудно, но было и очень интересно. Когда начали работать над второй частью, авторского текста пьесы не было, и мы сами выбирали и выписывали себе из романа монологи. Роль так нравилась мне, что когда я приносила Евгению Кузьмичу на вычитку свои сцены, он мне говорил: ты чего все одеяло на себя тянешь? А я так любила свою героиню, что мне хотелось участвовать во всех сценах. Алексеев, посмотрев наш спектакль, сказал мне: а твоя Машуха как будто из моего романа выскочила. Такие слова автора - высшая похвала для актрисы. Жизнерадостная, озорная Машуха!.. Я считаю «Ивушку неплакучую» одним из наших лучших спектаклей. 
Но история театра – это пьеса с открытым финалом... 

реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТХудожник по свету, Заслуженный работник культуры Людмила Еремеева:
– Театр остро нуждался в замене свето и звукотехнического оборудования, а механика сцены устарела уже не только морально, но и физически. В течение почти 7 лет мы совместно с фирмой «Имлайт» разрабатывали планы будущей реконструкции - какие приборы лучше ставить, постепенно заменяли их более современными.
Но это были только планы. В 2009 году в рамках областной целевой программы модернизации кировских театров нам были выделены деньги, и мы приступили к работе. Разбили реконструкцию на 2 этапа. 

В первую очередь заменили пожароопасное силовое оборудование и пульт управления световым освещением. Установленные современные блоки управления производства «Имлайт» и пульт управления сценическим освещением “CONGO” ЕТС, разработанный по самым современным технологиям, дают возможность управлять приборами нового поколения, а это значит, что наш театр сейчас сможет запускать проекты, основанные на высоких современных сценических технологиях. 
Тот объем работ, который первоначально мы планировали провести за два месяца, в итоге пришлось делать за три недели (выделенные бюджетные деньги нужно было «освоить» до конца года), и работы были выполнены в срок. 

реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТреконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТ

«Имлайт» работали оперативно, слаженно, причем сделали даже больше, чем планировали, по ходу внося изменения в план, адаптируя его под наш театр. В условия контракта входило также обучение персонала работе на новом оборудовании. И снова сотрудничали плодотворно и качественно. Нам не просто объяснили новые правила работы, с нами сидели рядом, если у нас возникали вопросы, нас консультировали. Я очень рада, что именно фирма «Имлайт» выиграла этот конкурс на проведение работ, сотрудничать с ними всегда приятно. 

Это профессионалы своего дела. Андрей (Пушкарев А.В. – генеральный директор фирмы «Имлайт» - прим.авт.) сам вышел из театра, поэтому он понимает, в чем мы нуждаемся, знает специфику нашей работы: когда «Имлайт» ведут разработки своего оборудования, они обязательно его адаптируют для театра. 
Еще одна наша совместная работа с фирмой «Имлайт» - спектакль «Бабочки свободны». Режиссер постановки Игорь Жетинев и художник Екатерина Давыдова по-новому решили световое оформление. Нужны были современные «умные» приборы – «головы». Мы обратились в «Имлайт», и они помогли нам, предоставили свою аппаратуру, мы вместе составили световую партитуру спектакля – и сотрудничество техническое переросло в творческое.

реконструкция силового и звукового комплекса главной сцены кировского драматического театра специалистами компании ИМЛАЙТ

Количество показов: 1698
Автор:  Татьяна Демихова

Возврат к списку

 
Тел. в Москве: +7 (495) 748–30–32
Тел. в Кирове: +7 (8332) 340–344
Контактная информация