Официальный сайт компании «Имлайт»
  • Вход для дилеров

Живое искусство – театр – живо здесь и сейчас, откладывается в памяти яркими эмоциональными вспышками, но со временем они уступают место новым впечатлениям, и от спектаклей остаются только афиши и программки. Настоящие хранители театральной летописи театра – люди, которые в театре работают.

О жизни кировского ТЮЗа нам трепетно и с любовью рассказали народная артистка России, актриса Ольга Симонова и директор театра, заслуженный артист России Владимир Грибанов. На пересечении этих двух историй ткётся наша собственная, причастная к театру, зрительская версия.

 

 

А где у вас сцена?

Ольга Симонова

– актриса "Театра на Спасской"

Мои родители – театральные актеры – приехали в Вятку в 48 году. В 1962 году мама, Чалова Ольга Николаевна, стала директором ТЮЗа. Вместе с заместителем начальника Управления культуры А.Н. Закалатой и директором завода XX партсъезда В.А. Сутыриным они решились на очень важное дело – реконструкцию ТЮЗа. В то время театр уже прочно закрепился в бывшем здании Вятского благородного собрания. Реконструкция старого, не приспособленного для театра, здания требовалась капитальная. Судите сами: по всему периметру зрительного зала на деревянных столбах висел ветхий деревянный балкон, угрожавший упасть в любую минуту, а очень маленькую сцену обрамляли огромные печки-голландки.

 

 

Сменяются поколения: актеры, режиссеры, оставляя после себя спектакли – своеобразные вехи в истории театра. Как сражения в войне, эти даты навсегда остаются в истории. Из горнила пьес мировой драматургии театр выходит обожженным, окрепнувшим, закаленным.

Одним из таких спектаклей для ТЮЗа стала инсценировка повести «Как закалялась сталь» режиссера Романа Романовского. История о Павке Корчагине, герое, которого требовало новое время, шла на сцене ТЮЗа с большим успехом. Театру было присвоено имя Николая Островского.

 

 

Тюзовский режиссер следующего поколения Евгений Минский отважился на постановку «Гамлета». Театру была задана высокая планка, и по итогам успеха спектакля Кировский ТЮЗ поднялся на новый творческий уровень.

Работа в постановке выпускника ГИТИСа, ученика М.О. Кнебель Алексея Бородина «Письма к другу» – история последних дней жизни смертельно больного Николая Островского – стала продолжением рассуждений на тему молодости, веры, причастности к общему делу строительства новой жизни. Спектакль стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

 

 

Герои нашего времени – герои нашего театра

Выпускник ГИТИСа Алексей Владимирович Бородин принес в Кировский ТЮЗ не только планы новых спектаклей, новые свежие идеи, новое отношение к работе, выходящие за рамки одной постановки в одном театре - Бородин стал для нас явлением нового времени, человеком нового мировоззрения. Он привнес в атмосферу театра большую личную человеческую культуру. Алексей Владимирович работал в ТЮЗе 8 лет – с 1973 по 1980 год – а вспоминаем мы его до сих пор. Конечно, все было непросто. Театр был беден, но это были счастливейшие годы нашей молодости, когда мы были беззаветно преданы любимому делу. Мы творили из «ничего»: сами шили костюмы, сами делали декорации, помню, как для спектакля «Бумбараш» вязали из веревок свои костюмы - кольчужки и шали. Алексей Владимирович проповедовал идею театра-дома, художник Татьяна Сельвинская – театра-студии – эти идеи стали главными и в нашей жизни.

– Ольга Симонова.

 

 

Алексей Бородин

– режиссер "Театра на Спасской"

Это было необыкновенное время, когда судьба привела нас в Вятку, мы стали кировчанами и трудились здесь в ТЮЗе – самом замечательном театре на свете.

 

В соавторстве с художником Станиславом Бенедиктовым Алексей Владимирович создал те опорные стропила, на которых театр креп, рос и вышел в 80-е годы навстречу новому десятилетию и новому герою – режиссеру Александру Клокову.

 

 

Владимир Грибанов

– директор "Театра на Спасской"

Существует легенда (в театре без этого никуда), что впервые москвич Александр Клоков ступил на Вятскую землю задолго до своего режиссерства. Он ехал в «комсомольском» агитпоезде, следовавшем по необъятным просторам нашей Родины, и судьба анонсом показала юному студенту ГИТИСа город его будущего театра. Второй, осознанный, приезд произошел в 1980 году. Александр Клоков возглавил наш ТЮЗ и прослужил здесь главным режиссером и художественным руководителем более двадцати лет. Целая эпоха для театра: спектакли «Разбойники», «Эквус», «Мамаша Кураж и ее дети», «Ромео и Джульетта», «Сирано де Бержерак», «Орфей и Эвридика» …

 

Уже в одной из первых своих постановок «Пойти и не вернуться» по В. Быкову, когда сценическое действие было решено в реалиях черно-белого сна: фигуры выступали из тьмы, чтобы пройти свой крестный путь на земле, тьма же их и поглощала – Клоков начал утверждать свою художественную стилистику, но в начале 80-х экзистенционализм еще был полузапретным плодом. Право на эксперименты и поиск своего творческого пути молодому режиссеру дали диплом Министерства культуры СССР и премия по итогам Всесоюзного смотра национальной драматургии.

 

 

Александр Клоков

– художественный руководитель "Театра на Спасской"

Так случилось, что 24 года город Киров стал не просто местом жительства, а родиной, где выросли мои сыновья, а Кировский театр юного зрителя не просто местом работы, а Домом, в котором на протяжении всех этих лет было тепло и уютно.

 

Главный режиссер Российского академического молодежного театра, народный артист России, лауреат Государственной премии России Алексей Владимирович Бородин, народный художник России, лауреат Государственной премии Станислав Бенедиктович Бенедиктов, народный артист России, профессор, преподаватель ГИТИСа Александр Павлович Клоков. Именами этих больших художников гордится Кировский ТЮЗ – «Театр на Спасской».

Как автографы на память остались их лучшие спектакли на Вятской земле.

 

Спектакль "Орфей и Эвредика"

Спектакль "Ромео и Джульетта"

Спектакль "Утиная охота"

Художник родился

 

Живой театр – это театр ищущий. ТЮЗу в этом смысле всегда везло, потому что каждый художник, который сюда приходил, существовал именно по этой формуле. Стремление узнать что-то новое, постичь суть происходящего передавалось от режиссера нам, актерам, и всем работникам сцены. Я помню, как в наш ТЮЗ пришел работать старшим механиком сцены Леня Зверев.

Шла работа над спектаклем по пьесе Альберта Лиханова «Обман» в постановке Алексея Бородина. Леня «светит» так, как положено, как написано в световой партитуре. И вот после одной из репетиций игравший главную роль актер Колесников говорит ему: «А ты знаешь, что значит для меня луч света? Это мое второе «Я»: он такой же живой, как и я». И Леня понял эти слова, он их прочувствовал, они стали для него своеобразным открытием профессии «художник по свету», толчком к совершенному новому, более глубокому пониманию сути того, что он делает. И тогда свет для Лени стал не технической задачей, а задачей искусства. Леня стал соавтором спектакля, решая его сверхзадачу, создавая сценическую атмосферу, перед ним открылся другой мост: не технический, а эмоциональный, творчески значимый. Леня открыл секрет луча: луч – живой, и этот фонарь теперь существовал уже вместе с ним.

А когда Леониду Ивановичу в помощники определили 11-классника Андрея Пушкарева, родился творческий тандем учителя и ученика. Леня передал Андрею самое главное понятие: ЗАЧЕМ нужен этот луч света. Я помню, как вдвоем они изобрели и сконструировали пульт из листа фанеры, закрепив на нем выключатели, а управление этой конструкцией поместили в металлический сейф под сценой. На энтузиазме, творчестве и азарте рождалось большое дело – компания «Имлайт», которая сегодня занимается профессиональным световым и звуковым оборудованием. Занимается бизнесом, обладая при этом очень ценным качеством – пониманием сути театрального искусства, зная законы искусства изнутри.

– Ольга Симонова.

 

 

«Самое главное в театре – это энергетика. Очень важно, чтобы каждая сцена толкала следующую сцену, а каждый вновь приходящий человек подхватывал бы эту историю, чтобы история двигалась дальше». Эти слова Алексея Бородина вполне можно отнести и к истории театра. В 2004 году в Кировский ТЮЗ – «Театр на Спасской» - пришел новый режиссер – выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Борис Павлович.

 

С появлением Бориса Дмитриевича началась новейшая история нашего театра. Петербуржец до мозга костей, он сменил эпоху «московской» режиссуры в лице Бородина и Клокова, развернув театр на 180 градусов, и я считаю, что в театре время от времени должны происходить такие перемены. Настоящее время я бы охарактеризовал как «период активной мозговой стимуляции».

Вместе с новым режиссером и новыми работами ТЮЗ вернулся на фестивальную орбиту. Впервые за всю историю театральной жизни Кирова спектакль «Толстая тетрадь» по А.Кристоф в постановке Бориса Павловича стал номинантом национальной премии в области театрального искусства «Золотая маска» в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучший спектакль». Как приятно и волнительно было видеть на афише под словами «Лучшие спектакли России» название нашего спектакля!

В 2009 году правительство Кировской области приняло областную целевую программу поэтапной модернизации кировских театров. Проект готов, деньги выделены: в 2010 году мы должны будем полностью модернизировать весь звуко-технический комплекс, не останавливая при этом репертуарной работы театра, это одно из условий. На выполнение работ объявлен конкурс, и я буду очень рад, если его выиграет компания «Имлайт». Это серьезная, надежная компания, мы сотрудничаем уже много лет. Я бы даже сказал, что это больше, чем сотрудничество – между нами существует некая духовная связь, ведь «Имлайт» «родились» здесь, и они всегда помогают театру: предоставляют свое оборудование, консультируют по всем техническим вопросам, изготавливают декорации. «Ромео и Джульетта», «Орфей и Эвридика», «Тимми» – за успехом этих постановок стоит мощная техническая поддержка компании «Имлайт».

А творческие планы в новом сезоне у театра большие, работа предстоит серьезная. В сентябре едем со спектаклем «Толстая тетрадь» на фестиваль «Золотая репка» в Самару, со спектаклем «Так-то да» – на фестиваль «Текстура» в Пермь, готовим премьеру «Муми-Оперы» (Грант СТД РФ и Финского театрального информационного центра).

– Владимир Грибанов.

 

 

Монолог звукорежиссера

Вячеслав Мамонов

– звукорежиссер и видеоинженер «Театра на Спасской»

Каждый год я писал заявки на замену технического оборудования театра, это продолжалось много лет. И вот в конце 2010 года по Федеральной целевой программе были выделены деньги, которые нужно было освоить до конца года. На вопрос директора: какие работы мы можем провести, не останавливая работу театра, я ответил: работы по замене звукового оборудования. Моя мечта начала сбываться.

Конечно, условия выполнения контракта были очень непростые: конец года. Порядок выполнения работ составлялся в зависимости от расписания спектаклей и мероприятий, бригадам приходилось выходить и по ночам. Сложность была также в том, что работали там, где было свободно. Сцена свободна – день на сцене, завтра свободно фойе – работали там. Это было трудно, но на результате никак не сказалось. «Имлайт» все сделали качественно и в срок.

Замена звукового оборудования происходила постепенно, и только когда установили весь комплект, я убрал старые раритеты. Сейчас у нас в аппаратной есть суперсовременный пульт Yamaha, который очень облегчает работу. А когда музыканты увидели новый аудио-интерфейс для звукозаписи, то были очень удивлены, что в театре есть техника такого уровня. Сейчас мы имеем возможность студийной записи живой музыки для спектаклей, а также монтажа и редактирования.

В основе нового звукотехнического комплекса театра - акустические системы KS-audio. Это именно тот звук, который нам нужен - современный, качественный, интеллигентный. Сегодня звуковые возможности площадки нашего ТЮЗа таковы, что мы можем пригласить практически любого музыкального исполнителя.

Помимо звукотехнического оборудования мы получили высококачественное видео, два проекционных экрана – белый и черный. Сейчас у нас в театре лучший в городе проектор с высоким разрешением изображения.

 

 

Да будет звук!

Свершилось! Федеральные целевые программы реконструкции театров страны работают и дают результаты. Главный герой нашего разговора – Кировский ТЮЗ – «Театр на Спасской». В конце 2010 года были выделены долгожданные деньги, и реконструкция началась. Конкурс на выполнение работ выиграла компания «Имлайт».

В течение месяца было заменено всё звуковое оборудование, а также системы видеопроекции ТЮЗа.

 

 

Особенностью начала работ стал почти годовой перерыв между созданием проекта по переоснащению и его реализацией, поэтому перед непосредственным выполнением задания была сделана корректировка в связи с появившимися за год техническими новинками.

В театре было полностью обновлено и модернизировано вcе звукоусилительное оборудование зрительного зала, сцены, фойе, система видеопроекции и служебной связи, силовая часть и система кабельных коммуникаций, установлено новое технологичное оборудование марок KS-audio, Yamaha, Digidedign, Klark Teknik, Beyerdynamic, АМС, Jedia, EIKI, Kramer и, конечно же, IMLIGHT.

Установленная на сцене система горизонтального позиционирования микрофонов уникальна не только для города Кирова, но и для большинства театров страны: оператор управляет местонахождением лебедок с микрофонами, добиваясь нужного звукового эффекта. Новая мониторная система сцены со множеством точек подключения позволяет сегодня разместить на сцене театра любой бэнд.

 

 

После утверждения бюджета проекта оперативно было принято решение пересмотреть спецификацию оборудования видеопроекции. В результате был использован только что появившийся на рынке проектор высокого разрешения. Два экрана – белый и черный – устанавливаются по необходимости и часто используются в качестве динамического задника (представьте себе: на сцене - «черный кабинет», и в какой-то момент на нем появляется изображение).

Сегодня в аппаратной части театра стоит лучшее в городе оборудование: цифровая консоль Yamaha M7CL-32. Не осталась без внимания и система звукозаписи - для создания фонограмм театр сегодня имеет современный звукозаписывающий комплекс Digidesign.

 

 

Акустические системы KS-Audio

В основе звукоусилительного комплекса, установленного в кировском «Театре на Спасской» лежит оборудование немецкой компании KS-audio.

Этот известный немецкий бренд давно признан профессионалами отрасли. В послужном списке KS-audio самые известные площадки Германии – Рейхстаг и Немецкий национальный театр в Берлине, Новая опера во Франкфурте, филармонии Мюнхена, Кельна, академические театры Лейпцига, Манхейма, Золе, стадионы Штудгардта, Дуйсбурга...

Эксклюзивный представитель KS-audio в России компания «Имлайт» неоднократно озвучивала им театральные площадки нашей страны.

 

 

Среди последних объектов – Пензенский областной драматический театр, Кировский театр кукол им. А.Н. Афанасьева, в 2010 году эстафету принял Кировский ТЮЗ.

Премьера нового звукового и видеопроекционного оборудования в «Театре на Спасской» совпала с двумя театральными премьерами сезона – спектаклями «Снежная королева» и «Без_дна», которые продемонстрировали новые технические возможности театра.

Своеобразной «лакмусовой бумажкой» на творческий почерк режиссеров и художников Кировского ТЮЗа стал спектакль «Снежная королева».

 

 

Трижды Снежная Королева

Режиссер Алексей Бородин в соавторстве с художником Станиславом Бенедиктовым в 70-х годах прошлого века совершили настоящую сценическую революцию, сместив занавес с привычного места вглубь сцены, сделав его частью декорации.

Многочисленные занавески, окно, вращающиеся пирамиды – их сценические изобретения снискали спек- таклю успех, так что впоследствии вместе со своими авторами «Снежная королева» переехала в Москву на сцену Центрального детского театра – ныне РАМТа.

 

 

Во второй тюзовской «Снежной королеве» режиссер Александр Клоков визуальный акцент сделал на огромный задник в форме большого зеркала, сквозь легкий прозрачный тюль которого были видны снежные холмы, множество свечей, а задний план заливало северное сияние – именно таким художники Виктория Хархалуп и Кирилл Данилов увидели полярное царство Снежной Королевы.

И снова спектакль покорил сердца зрителей.

Третья постановка «Снежной королевы» состоялась в декабре 2010 года, буквально подхватив на лету все новые технические возможности звука и видео.

Использовав видеопроекцию, спектакль «Снежная королева» в постановке режиссера Вячеслава Ишина и художника Виктории Хархалуп стал настоящим новогодним праздником для детворы. Огромный – во всю ширину сцены – задник позволил совместить видео высокого разрешения, сравнимого с плазменным экраном, с театрализованным представлением - нетрадиционной режиссерской трактовкой известного сказочного сюжета.

Взяв за основу не популярный шварцевский текст, а сказку Андерсена, Вячеслав Ишин представил на суд зрителя свободный от подтекста и иносказаний сказочный сюжет – без аллюзий на современность. Зрители окунулись в сказочную атмосферу приключений Герды и Кая.

 

 

Театр в кинотеатре

Начиная с первой картины, когда вместе с героями зрители увидели, как на экране за окном идет снег, все сразу почувствовали это уютное домашнее настроение, какое бывает только в рождественские праздники. Но вот непослушный Кай протягивает руку – и разрушает гармонию вечера: окно на экране открывается - и появляется Снежная Королева…

Видеоэкран мгновенно откликается на события спектакля, становясь из фоновой картинки полноценным участником представления, идя всегда на шаг впереди зрительского интереса. Герда путешествует на фоне сменяющих друг друга видеодекораций.

 

 

Нужны новые формы?

Переход от одной художественной правды к другой всегда вызывает массу вопросов, потому что зрители консервативны и ждут то, к чему привыкли. Все нововведения, безусловно, требуют некого переосмысления. Но радует главное – это то, что работает закон: придя в театр, ты должен быть готов к неожиданностям.

«Снежная королева» Вячеслава Ишина и Виктории Хархалуп – это спектакль современного театра с привлечением новых технологий – но как средства выражения, а не цели. Соединение новых технических средств с творческой мыслью художника (потому что картины, присвоенные экрану, все-таки рисовал художник) – это и есть настоящие современные чудеса. Старая как мир сказка в оправе современных технических средств шагнула навстречу детям.

 

 

«Без_дна»

Еще одной премьерой ТЮЗа по следам реконструкции звукотехнического комплекса театра стала работа «Без_дна».

Танцевальный спектакль в дуэте с живым музыкальным сопровождением (гитары, перкуссия) и электронной музыкой – это история жизни и смерти, начала и конца, и снова начала.

На сцене – бочки без дна - распиленный на многие жизни тоннель, и люди в бочках, как в панцирях - такие «цари Гвидоны», отправленные в путешествие по морю («электронный» морской прибой - лейтмотив спектакля), растут «не по дням, а по часам», взрослеют, стареют, уходят, рождаются снова.

Так совершается круговорот Жизни в Природе.

 

 

Ирина Брежнева

– автор идеи, режиссёр-поставщик и хореограф спектакля «Без_дна»

Так удачно сложилось, что премьера нашего спектакля «Без_дна» совпала с окончанием работ по реконструкции театра. Новое звуковое и видеопроекционное оборудование сразу же было задействовано в нашей работе. Я помню впечатление от первой репетиции. Мы сразу же поняли, какие огромные возможности открываются перед нами, мы услышали, что стало много нового, другого звука: звуковая палитра стала богаче, звук – сильнее, чище. Конечно, звук в театре был всегда, но его «не хватало», а когда звука недостаточно, то одна яркая составляющая часть спектакля немного списывается со счетов.

Сейчас в связи с новыми техническими возможностями нашего театра у меня появились новые планы, идеи, наша задача сейчас – освоить всё это с полной отдачей. Идея соединить танец и музыку появилась у меня уже давно, это было мое заветное желание – поработать с живым звуком, причем временами в нашем спектакле живая музыка накладывается на электронную, что мне показалось тоже очень интересным. Поместить музыкантов в пространство сцены, сделав их участниками представления – это попытка найти новый баланс энергии, когда к классическому варианту театрального энергообмена «актер-зритель» добавилось еще одно действующее лицо – музыкант.

Музыки в этом спектакле больше, чем 50%. Живой звук подчиняет законам жизни – неожиданной, непредсказуемой – все театральное действие. Строгие формы исчезают, на их место приходят живые импровизации. Я старалась выстраивать спектакль так, чтобы были моменты, когда музыканты должны были поймать то, что делают танцоры, а танцоры должны были почувствовать и услышать то, что играют музыканты.

Это взаимодействие, ощущение друг друга присутствует на сцене, и получается такой тройной обмен энергии «музыканты-танцоры-зрители». Мой преподаватель говорил мне: все время оставляйте место музыке, она тоже действующее лицо. Моя задача, как хореографа-постановщика – придумать, как это должно быть, задача техники – сделать так, как я задумала, и новые звукотехнические возможности театра открыли передо мной новые творческие горизонты.

 

 

Художник рисует видео

В спектакле «Без_дна» задействован также чёрный экран, который работает в течение всего представления. Когда появились первые сцены спектакля, режиссёр Ирина Брежнева пригласила художника Елену Авинову на репетицию.

Елена в режиме «риал-тайм» смотрела на представление и передавала свои ощущения от увиденного через графические образы. Авинова внесла дополнительный штрих в ткань спектакля – она «увидела» спектакль и показала его зрителям - так родилось оформление: видеопроекция на черном экране фотографий участников, их закрытые и открытые глаза, ассоциативные графические рисунки, древо жизни... Рисованные декорации на проекционном экране стали участниками спектакля, дополняя работы танцоров и музыкантов ассоциативным видеорядом.

 

 

Вдох_новение

Техника в творчестве вторична, она – средство выражения, но бывают случаи, когда именно технические возможности являются источником вдохновения. К примеру, когда я в первый раз пришла в клуб «Гауди-холл» (премьера клубного проекта «Гауди-холл» компании «Имлайт» состоялась в 2010 году – прим.авт.), то сразу впечатлилась этой интересной площадкой, большими техническими возможностями клуба, и у меня появилось желание сделать в этом суперсовременном свето-звуко-техническом пространстве новый проект – с танцами, живой музыкой, видеоинсталляциями. Это пример того, как возможности современного технического оборудования могут вступать в диалог с творческими планами художника, вдохновлять его на новые, смелые, неординарные решения.

– Ирина Брежнева.

 

Автор: Татьяна Демихова.

Комментарии
1: 2:

чтобы комментировать

?
Войдите чтобы комментировать